Трагической оказалась она для наших предков. Русское войс-ко было начисто разбито татаро-монголами. И все-таки это было предшествием победы, той, грядущей более чем через столетие на Куликовом поле. Ведь без поражений, как известно, побед и не бывает. Находится Куликово поле в Тульской области, на границах ее с Рязанщиной и Липецкой областью. В 1997 году там был создан мемориальный комплекс, рассказывает директор государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Петрович Гриценко. Более двух с половиной тысяч квадратных километров занимает эта историко-культурная и природная территория. По масштабам она сопоставима с Беловежской пущей. И только две с половиной тысячи гектаров на ней собственно и есть то самое место битвы, где в 1380 году сошлись в смертельной схватке дружины Дмитрия Донского и отряды Мамая.
По примеру туляков некоузцы давно мечтают «узаконить» Ситскую битву. Еще в ХIХ веке местные краеведы начали собирать материалы и вещественные доказательства сопричастности ей здешних селищ и городищ. Народные предания и топонимика некоузских сел и деревень действительно перекликаются с древнерусскими летописями, рассказывающими о сражении. Вот и речка Сить, давшая ему название, течет, пересекая район, вьется у подножия высоких, поросших лесом курганов. Когда-то они считались местом захоронения русских воинов. Рассказывают, что историк Сабанеев раскопал более 20 могильников на левом берегу Сити в окрестностях села Покровского и, казалось бы, нашел искомое: часть человеческих скелетов со следами ударов холодным оружием. Но его коллега Л. К. Ивановский, ссылаясь на бытовые предметы, также обнаруженные в таких же захоронениях, доказал, что относятся они еще к домонгольской Руси.
Однако историки Преображенский и Никольский, проведя раскопки в невысоких насыпях у села Покровского, обнаружили сооружения оборонного значения. Эти исследователи не раз ссылались в своих работах и на местных жителей, находивших в насыпи и вокруг ее человеческие кости и «бранные орудия». Устные предания, связанные с событиями 1238 года, здесь, на Сити, во множестве собрал краевед С. Мусин-Пушкин.
В рассказах этих обязательно упоминаются села Станилово и Юрьевское. Первое – как доказательство того, что именно здесь располагался стан русских дружин, второе – как место гибели владимирского князя Юрия, который, как известно из летописей, и привел на Сить свою дружину. В Станилове есть школьный музей, находкам которого, возможно, еще предстоит произвести фурор среди специалистов. Но сначала все же о князе Юрии.
Из Владимира отправился он в Ростов и Ярославль, укрепив здесь свои войска дружиной князя Василько. Историки и литераторы, ссылаясь на летописи, едва ли не по минутам восстановили и расписали жизнь Юрия в походе к полю брани. Оно не было выбрано им заранее, во всяком случае, то, где состоялся бой. Князь, возможно, думал, что на дальних подступах сможет лучше защитить свой дом от врага, отвлекал его на себя. Но слишком коварен, искусен в войне оказался Батый, слишком многочисленно его войско. Исследователи называют цифры от 30 тысяч (это у Чивилихина) до полумиллиона человек с обслугой. Поражение Юрия в любом случае было предопределено.
7 февраля 1238 года татары сожгли дотла Владимир, где оставил князь жену и сына, которых в этой жизни ему уже не суждено было встретить, они погибли вместе с другими жителями города. А 2 марта вдали от больших дорог, где-то в устье Сити, сошлось войско Юрия в жестокой и неравной схватке с отрядом Бурундая, который неожиданно вышел на него. «И бысть брань великая и сеча злая, кровь лилась, как вода», пишет о том безвестный летописец.
Сохранила летопись и другое свидетельство: как уже после боя прибывший сюда с Белозера ростовский епископ Кирилл разыскал среди убитых тела князей Георгия (Юрия) и Василька. Село, возле которого было якобы обретено тело Юрия, и назвали в память о нем, говорят местные легенды.
Сколько их в этих краях, наверное, не подсчитаешь. Вот и сам Некоуз, по одной из версий, в названии своем тоже сохраняет память о Ситской битве. Когда после нее татары нагрянули в селение, чтобы забрать в плен народ, то оказалось, что и пленить-то «узить» некого, все разбежались, попрятались по непроходимым лесам.
Но где же сокрыто все-таки то поле брани? Версий и здесь немало. Одни из исследователей указывают на село Могилицы, другие – на границу Тверской и Ярославской губерний, в 20 верстах от Сити. Называют и ее саму, ссылаясь на то, что татарская конница зимой могла передвигаться только по льду рек, а лесных дорог боялась. Художник Верещагин даже нарисовал такое поле сечи на льду Сити. Уходящий уже отряд татар и тела убитых в бою русских воинов, среди которых обезглавленный князь Юрий, над ним склонился епископ Кирилл.
Однако, глядя на нынешнюю Сить, трудно представить, что на этой речушке, из разряда «малых», мог разыграться такой бой. Тихие заводи реки летом утопают в желтых кувшинках и тростнике, а под лучами солнца можно увидеть кое-где и темное днище с плавающими мальками. На высоком берегу над Ситью у деревни Лопатино с 1980 года стоит каменный обелиск в память о битве, о воинах, павших в ней. И так ли важно при этом место действия, ведь значение битвы выходит далеко за рамки исторического поля. Сегодня многие не случайно называют его русским Косовом, полем, где решалась судьба нации. Ситским и другими локальными сражениями, проигранными русскими, они все же удержали татаро-монгол от похода на северо-запад, в Новгород, часть Руси оставалась-таки вольной территорией.
У обелиска в Лопатине проходят ежегодные встречи некоузцев, интересующихся историей края, сюда приходит и крестный ход, который возглавляет управляющий Ярославской епархией архиепископ Кирилл. Это при его поддержке начался в Некоузском районе новый этап возрождения памяти о событиях, разыгравшихся в далеком ХIII веке. И это, несмотря на многочисленные финансовые трудности, которые переживает сегодня местное население, оказалось востребовано. Сегодня в Некоузе, рассказала заместитель главы администрации района по социальной политике Галина Васильевна Птушкина, проводятся конференции, посвященные событиям, связанным с битвой, выпускаются краеведческие альманахи. Бережно собирают здесь и материальные сведения о битве, экспонаты хранятся в районном и школьных музеях.
В Станилове, например, школьники составили карту исторического наследия битвы, собственноручно изготовили оружие русских воинов – мечи и булаву. С помощью родителей смастерили кукол, которых нарядили в русские и татарские воинские доспехи, воссоздав по летописям один из эпизодов сражения. Хранятся здесь и находки последних лет: древнерусский топор, относящийся к IX – XIV векам, необычное кресало, вток – нижняя часть копья, наконечники стрел... Значит, близость битвы к Станилову действительно имеет место быть? Ведь все эти находки сделаны местным краеведом недалеко отсюда. Однако научные поиски поля сражения почему-то давно прекращены. Разве это неинтересно археологическим экспедициям обоих ярославских университетов? Ведь от сотрудничества с ними и местные краеведы ни за что бы не отказались. Да и школьники готовы прийти специалистам на помощь, выполняя черновую работу на раскопках.
Но профессиональные археологи – далеко не все, что нужно сегодня Некоузу для создания здесь мемориального комплекса «Ситская битва». Без поддержки спонсоров и губернских властей, причем обеих областей – Ярославской и Тверской, тоже претендующей на поле, согласно летописям, – в этом деле не обойтись.
А то, как это можно все организовать, подсказывает опыт туляков. Комплекс «Куликово поле» в 130 километрах от Тулы обеспечивает рабочими местами 200 человек. Мемориальный комплекс «Ситская битва» мог бы помочь и некоузцам решить некоторые социальные проблемы. В Туле леса, родники, поселки, села, храмы взяты под опеку специалистов. Ведутся восстановительные работы, реконструкция. Изучаются этнографические и природные материалы, идут раскопки. В мемориальном комплексе «Куликово поле» проходят песенные фестивали, действуют исторические и этнографические центры, ведется воспитательная работа со школьниками. Хватит быть нам иванами, не помнящими родства, говорит Владимир Гриценко, оценивая ситуацию в Некоузе. Его слова близки и бывшему учителю истории Алексею Александровичу Медведеву, нынешнему главе собрания представителей муниципального района, и тоже учителю по профессии Галине Васильевне Птушкиной – одним из инициаторов создания государственного музея на Сити. Они уже побывали в Туле, изучили опыт куликовцев. Вот и нынешняя встреча, организованная Ярославской епархией, для некоузцев вновь стала уроком впрок.