Не стиль Шишхановой – риторика и поза. «Удался», – так в спокойном олимпийском тоне оценивает она свой минувший сезон. Но ее поклонники и сами знают: органные вечера Шишхановой (как и субботние симфонические) годами делают погоду в Ярославле. И этого было бы вполне достаточно, чтобы под занавес сезона позвенеть бокалами. Орган Шишхановой всегда в голосе, он, как и прежде, способен будоражить душу космическими звонами, проникновенно петь камышовой дудочкой.
Все же главными для себя событиями сезона-2007 наша собеседница считает те, о каких в афишах филармонии мы мало чего найдем. Весной вместе с композитором Сергеем Чеботаревым, своим соучеником по ЦМШ и Московской консерватории, ездила на гастроли в Токио. Открывала японцам его творчество.
Высший музыкальный колледж японской столицы заранее попросил Любовь Шишханову прочесть лекции о русской органной музыке для студентов композиторского факультета. Тема даже для Московской консерватории – белый лист. С легкой руки любознательных японцев Любовь Башировна азартно углубилась в нее – с большой практической пользой и для себя тоже.
Оказывается, такой музыки гораздо больше, чем принято думать. Органу – «королю инструментов», детищу католиче-ской церкви, дарили мелодии Глазунов, Танеев, в начале прошлого века писал для него Кастальский. А в наши дни, кроме другого однокашника Шишхановой, Юрия Буцко (посвятил ей много вдохновенных страниц), писали и Шнитке, и Щедрин.
Про реквием Александра Кастальского «Братское поминовение» памяти жертв первой мировой войны юбиляр заме-тила:
– По-моему, уровень Рахманинова.
Судит об этом со знанием дела. Дважды исполнила грандиозное сочинение. Не только в Ярославле, но и в Москве, в зале имени Чайковского, на вечере памяти великого гуманиста, мученика ГУЛАГа отца Павла Флоренского. Шишханова выпустила диск с записью реквиема, относит эту запись с хоровой капеллой «Ярославия» и московским дирижером Алексеем Рудневским к самым примечательным для себя событиям минувшего сезона.
Жизнь легкой на подъем Любови Шишхановой, как и прежде, на колесах, «на два дома»: три дня здесь, три дня в Московской консерватории. Там на следующий год у нее первый, от и до собственноручно выпестованный выпуск студентов.
Ну а как насчет юбилея? Отметит его с друзьями и близкими. Где и как? Держит в секрете.
А дальше опять – дорога, кочевая юдоль музыканта. В начале июля в консерватории у нее приемные экзамены, с 5-го по 8-е – заседает в жюри конкурса-фестиваля органистов в столичном кафедральном соборе на Малой Грузинской.
– Книжки-то хоть успеваете читать? – спросили мы наудачу «королеву» на прощание.
– А вот и успеваю, – получили чуть кокетливый ответ. – Читаю «Жизнь после Пушкина» – документальное повествование о судьбе Натальи Гончаровой. Ничего такого, о чем там идет речь, мы в школе не проходили, многим я буквально потрясена. Вот это я понимаю – Женщина! Только о подробностях меня не расспрашивайте. Вот дочитаю, тогда и расскажу.