Г. Г. Онищенко принесли нам жители поселка Нефтебаза Ярославля. В нем говорится, что в поселке давно есть большая проблема, касающаяся горячей воды. Ее в дома, а их здесь одиннадцать, подает открытым водозабором цех № 1 ОАО «СлавнефтьЯрославнефтепродукт». Попадает она в квартиры мутная, с запахом канализации или химикатов. В письме есть весьма зловещие строки: «При использовании этой воды у людей выпадают волосы, ломаются ногти, участковый педиатр не рекомендует купать младенцев в теплой воде изпод крана».
Двухгодичная переписка жителей с местными властями, включая управление Роспотребнадзора и прокуратуру Фрунзенского района, результатов не дала. Просто все соглашаются, что «вода не соответствует качеству».
Еще в 2005 году главный врач областного управления Роспотребнадзора С. А. Мелюк, отвечая на жалобу жителей, посоветовал потребовать от ДЕЗа снижения платы за горячее водоснабжение: «Согласно протоколу лабораторного исследования, качество горячей воды не соответствовало требованиям по цветности (35 процентов при норме не более 20) и запаху, микробиологические показатели в норме. ОАО «СлавнефтьЯрославнефтепродукт» для улучшения качества горячей воды произведена полная замена воды в бакахаккумуляторах».
Но вода лучше не стала. Люди продолжали жаловаться, дошли до главного федерального инспектора по Ярославской области А. С. Киселева, который направил запрос генеральному директору «СлавнефтьЯрославнефтепродукт» В. В. Крылову. Тот в обстоятельном письме перечислил даты многократных лабораторных исследований, которые всегда подтверждают: горячая вода в котельной цеха № 1 и в микрорайоне Нефтебазы «по органолептическим, физикохимическим показателям, содержанию установленных химических веществ, микробиологическим показателям соответствует нормативам. К тому же, пишет генеральный директор, «показатели «Цветность» и «Запах» имеют IV класс опасности и не представляют опасности для здоровья людей». И несколько раз в письме вина за неудовлетворительное качество исходной холодной воды перекладывается на МУП «Ярославльводоканал». Но «Водоканал» эти обвинения решительно отверг, предоставив свои доказательства.
Оказалось, что в Ярославле нет возможности оценить воду по цвету и запаху. Правда, жители всетаки нашли организацию, которая смогла им помочь: федеральное государственное учреждение по экологическому, технологическому и атомному надзору – центр лабораторного анализа и технических изменений (ЦЛАТИ). Анализы были сделаны. Вывод такой: содержание дихлоратана и хлорбензола превышает нормы в 3 и 4,85 раза.
С данной информацией жалобщики направились в районную прокуратуру. Но районный прокурор, старший советник юстиции А. В. Фомин напомнил обратившимся, что ЦЛАТИ не имеет аккредитации для исследования качества питьевой воды, а по информации Роспотребнадзора, «для этих показателей не предполагается никакой конкретной величины по показаниям их влияния на здоровье человека». И всетаки в департаменте городского хозяйства мэрии было проведено совещание «по фактам поставки жителям Фрунзенского района г. Ярославля горячей воды неудовлетворительного качества». В протоколе совещания записано, что предприятие в разы увеличило кратность проведения анализов воды, но на сегодня основной причины ее плохого запаха не выявлено.
Департамент ждет от «Славнефти» информации о выполнении намеченных мер. Ждет с февраля и не надеется, похоже, на особые откровения. Биологи Демидовского университета, узнав о результатах анализов дурно пахнущей воды, выразили озабоченность. На что один из руководящих работников ДГХ высказал весьма неожиданную мысль:
– А что, если определение таинственного источника противного запаха сделать темой для дипломной работы коголибо из студентов? Пусть молодые умы поищут решение!
Действительно, если за два года столько специалистов не могли разобраться в проблеме, может, отыщется «юный Менделеев», которому она окажется по силам.