Родившаяся в мае 1935 года на Белгородчине Валентина стала пятым ребенком в семье. Какой была жизнь на оккупированной немцами территории, объяснять не надо. Случалось, куска хлеба в доме не найдешь. Из-за войны в школу Валентина пошла учиться позднее. Но зато с какой жадностью постигала школьную науку, с какой легкостью наверстывала упущенные годы.
Большая семья сама по себе обычно является хорошей школой воспитания. Дети, что постарше, берут шефство над малышами и, чувствуя ответственность, быстрее взрослеют, острее ощущают в себе навыки наставника, воспитателя. У Валентины эти ощущения со временем переросли в твердое желание стать педагогом. Поэтому и решила поступать в Угличское педучилище. И в итоге всю свою жизнь связала с детьми.
– А начинала моя мама работать в Ильинском детском доме, где ее подопечными были фактически сверстники, – говорит Ольга Берсенева, которая, пойдя по стопам родительницы, вот уже почти четверть века также учит детей.
Сейчас Ольга Александровна завуч по воспитательной работе в ярославской школе № 16, награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ».
– Мама всегда была и остается для всех нас примером, непререкаемым авторитетом, – продолжает Ольга Александровна. – Папа, сколько я его помню, постоянно серьезно болел. Так что маме приходилось много работать, чтобы содержать нашу семью. Трудилась воспитателем в детском саду по две смены. Когда мне исполнилось семь лет и меня отправили в школу, мама, представьте себе, тоже пошла учиться. В пединституте изучала русский язык и литературу. Она не хотела останавливаться на достигнутом.
Яркий пример целеустремленности не мог не вдохновить родную дочь. Ольга хорошо училась. Слыла активисткой. Именно ее наградили путевкой во всероссийский лагерь «Орленок». Она до сих пор с восторгом вспоминает о той памятной поездке, во многом определившей дальнейшую ее судьбу как педагога. В том, что Ольга пойдет по стопам матери и будет поступать в педвуз, никто не сомневался. А вот в какой именно, было решено на семейном совете.
– Папина сестра (тоже педагог) Нина Михайловна Варенцова, порекомендовала поступать в Костромской институт имени Некрасова. Выбрала я художественно-графический факультет.
Между прочим, на кафедре Ольге намекали, что из нее может получиться неплохой художник. Однако чутье подсказывало студентке из Ярославля, что этюдники, мольберты, полуотшельническая жизнь живописца не для нее. Душа тянулась к привычному с детства, гудящему, словно пчелиный рой, школьному дому.
После института Ольга Александровна работала учителем рисования и черчения в школе № 23, была классным руководителем. А ее мать, уже имея диплом о высшем педагогическом образовании, продолжала наставлять на путь истинный до-школят. Было совершенно очевидно, что Валентина Георгиевна давно выросла из «детсадовских одежек». Словом, дочь уговорила маму прийти в школу № 23 и работать по специальности – преподавать в начальных классах, вести в старших русский язык и литературу. Позже, опять же вслед за продвинувшейся по службе дочерью,В. Г. Кукушкина перешла в школу № 16, где преподавала до последнего времени. Трудовой стаж основателя династии приближается к 50 годам. Особых наград у великой труженицы нет, хотя в разные годы поощрялась райотделом и департаментом образования мэрии Ярославля.
Дороже ей любых наград теплые, идущие от самого сердца слова ее дочери Ольги:
– Она бескорыстно помогает всем: и родным, и чужим, сплачивает нашу семью, трогательно заботится о каждом. Мама является настоящим наставником, самым сильным звеном среди нас.
Завуч школы № 16 О. А. Берсенева в работе неутомима, как и ее мать. Когда я спросил Ольгу Александровну, в какое время я могу застать ее в школе, она без тени рисовки ответила:
– В любое.
– А семья?
– Школа – тоже моя семья. Здесь важных, неотложных дел не меньше.
Обязанности завуча и в самом деле необъятны. Это и проведение дней «открытых дверей» и «знаний», подготовка выпускных вечеров,участие школьного коллектива в районных, областных конкурсах. Два месяца отпуска учителям не зря, видно, даются. Чтобы была возможность отдохнуть от сверхнагрузок.
– У нас не было никогда да и сейчас нет дачи, домика в деревне, – говорит Берсенева. – Летние месяцы мы с мамой и моими дочерьми Леной и Катей на протяжении многих лет проводили в лагерях.
Школьные оздоровительные лагеря вроде бы вполне располагают к отдыху, но только не применительно к этой семье педагогов. Для них и летний месяц в лесу – все равно работа. От подъема до отбоя. То есть воспитательный процесс для этого семейного тандема идет круглый год.
Казалось бы, для выросших в семье педагогов Лены и Кати, наблюдавших изо дня в день в школе и дома за этой безостановочной круговертью, профессия учителя должна была вызывать абсолютное отторжение. Ничего подобного! Едва закончив школу № 88 в 1999 году, Елена Берсенева без колебаний поступает в Ярославский педуниверситет на факультет «История и психология».
– Никакого особенного давления мы с мамой на Лену не оказывали. Она сама решила свою дальнейшую судьбу, – считает Ольга Александровна.
– Здесь можно, конечно, поспорить. Прямого давления, возможно, и не было. А вот личный пример педагоговродственников с их строгостью, разумной требовательностью, старанием и стремлением к порядку во всем влияние, безусловно, оказал. Вслед за своей сестрой и младшая, Катя, решила получить педагогическое образование. Поступила в ЯГПУ на факультет дошкольной педагогики и психологии. А еще раньше, будучи ученицей 11го класса, написала сочинение о своей любимой бабушкеучителе и стала призером областного конкурса. Будем надеяться, что музыкально одаренная Катя продолжит семейную традицию и с сестрой Леной составит третье поколение этой славной педагогической династии. Не зря же нередко все они вчетвером посемейному собираются на «разбор полетов» – обсуждают различные педагогические ситуации, дают друг другу дельные советы. Не равнодушными, а похорошему эмоциональными и плодотворными получаются эти семейные посиделки. Во время одной из них, например, долго, во всех деталях обсуждался грядущий дебют третьекурсницы Елены в качестве учителя истории в одном из старших классов, который вдруг остался без учителя. Лена с честью выдержала этот непростой экзамен, к которому готовились накануне всей семьей. Конечно, роль мужа Ольги Александровны и отца Лены и Кати Николая Берсенева на подобных семейных педсоветах минимальна, поскольку он, простой рабочий, далек от педагогики, однако целиком сбрасывать его со счетов не стоит. Когда его жена еще была студенткой, и особенно тяжело приходилось на пятом курсе, муж брал на себя львиную долю забот по хозяйству, поддерживал материально, а позже самоотверженно помогал поднимать дочерей на ноги.
Рассказывая об этой семье, было бы просто несправедливо умолчать об одном страстном увлечении ее женской половины. В этой семье чуть ли не до седьмого колена почти все были музыкально одаренными. Бабушки и дедушки пели красивыми голосами, братья играли на гитаре.
– А моя мама – вообще особая статья, – говорит Ольга Берсенева.
И действительно, зачинатель семейной династии Валентина Георгиевна Кукушкина – хоровик с большим стажем. Долгое время пела в народном хоре ДК «Радий» на Липовой горе. Ее дочь Ольга старалась не пропускать ни одного концерта с участием мамы, а затем и сама стала петь в этом коллективе и даже выступала вместе с мамой дуэтом в районных смотрах и конкурсах. Ольга Александровна, несмотря на огромную загруженность в школе, продолжает выступать в родном хоре в роли солистки.
Если бы членам этой ярославской семьи пришлось отвечать на вопрос: «Имеются ли родственники за границей?», то ответ был бы положительный. Одна из младших сестер Валентины Кукушкиной – Клавдия, давно живет в Германии, куда в свое время уехала из Свердловска, где преподавала в Горном институте немецкий язык. Както во время экскурсии по Свердловску Клавдия познакомилась с немецким туристом, а вскоре вышла за него замуж и с тех пор живет в Германии, где преподает... русский язык. Она часто навещает сестер (кроме Валентины Георгиевны в Ярославле живет еще одна сестра, тоже педагог).
Скоро в школе № 16, как и в других, прозвучит «последний звонок».
– Ольга Александровна, видимо, по традиции не обойдется без фраз типа: «Учитель, перед именем твоим...»
– Без сценария, конечно, нельзя, но лично я категорически против искусственных, ходульных словопрений. Мы стараемся не побуждать детей говорить то, чего они на самом деле либо не понимают, либо глубоко не чувствуют.
– А если это будет действительно от всей души?
– Тогда – другое дело, – улыбается завуч.