Но прежде чем стать победителем, претендентам на высокое звание предстояло пройти сквозь частое сито конкурсных испытаний. Первым этапом была письменная работа с обобщением собственных педагогических новинок, которую затем предстояло защитить перед высокой комиссией. А кульминацией смотра учительского мастерства стали, конечно, открытые уроки, проходившие на базе ярослав-ской 43-й школы и выявившие шестерку лучших. До финиша из двадцати претендентов благополучно добрались и оба участника из Гаврилов-Яма – учитель литературы средней школы № 6 Татьяна Егоричева (на верхнем снимке в центре) и преподаватель истории средней школы № 3 Сергей Киселев (на нижнем снимке).
Но вместе с радостным известием о победе лауреатов ждало еще одно испытание – открытые уроки в форме импровизации. Тему определяла конкурсная комиссия, а на подготовку отводилось по 12 часов. За это время нужно было не только «въехать» в материал, но и сотворить компьютерную презентацию, ибо использование новых технологий является непременным условием конкурса.
К сочинению в публицистическом стиле предстояло подготовить своих «учеников» Татьяне Егоричевой, а рассуждать они должны были о величайшем историческом достоянии России – соборе Василия Блаженного.
Татьяна Анатольевна учительствует уже без малого двадцать лет и за эти годы сумела привить любовь к родному языку и литературе сотням, если не тысячам юных гавриловямцев. А ведь путь в профессию у самой Егоричевой был вовсе не простым. Она получала образование уже в зрелом возрасте, имея на руках двоих детей. Мужа-военного то и дело переводили с места на место, и нередко на сессии в Ярославский пединститут приходилось ездить чуть ли не с края света. Но Татьяна выдержала и все-таки получила заветный диплом. А помогли ей преодолеть все трудности упорство, целеустремленность и, конечно, любовь к книге, которая проявилась еще в детстве.
Сегодня Егоричева с удовольствием делится этой любовью со своими учениками. Совсем недавно сразу две ученицы Егоричевой – десятиклассница Вика Нурузова и шестиклассница Вика Сименкова – вернулись с региональных «Филологических чтений», покорив строгое жюри своими знаниями родного языка и литературы.
Сергею Киселеву досталась на первый взгляд очень сухая и чрезмерно политизированная тема «Россия и Америка: худой мир или добрая ссора?». Но педагог сумел не только интересно изложить ее, а даже развеселить публику, подуставшую на «уроках». Так, к рассуждению о Карибском кризисе, составившем «ядро» его конкурсной двадцатиминутки, учитель из Гаврилов-Яма привлек не только наглядный материал в виде той же компьютерной презентации, но и пособия, которые можно было пощупать руками, например противогаз. Немалое оживление в рядах «учеников» вызвало и составление пословиц и поговорок на предложенную тему, которые предстояло собрать из отдельных букв. Так, в непринужденном общении и была «прочитана» одна из сложнейших страниц в истории, причем, кое-что в рассказе Сергея Киселева стало откровением даже для членов комиссии.
Будущий победитель уже в детстве твердо знал, что будет учителем. Еще в школе талантливому старшекласснику нередко доверяли проводить уроки истории в младших классах. Сегодня Киселев – признанный краевед, а его своеобразным «коньком» являются Великая Отечественная и участие в ней земляков. Пожалуй, в этой теме для педагога уже не осталось «белых пятен», но он продолжает встречаться с ветеранами и их родственниками, сидит в архивах и даже пишет книги. Два года назад Сергей Иванович стал соавтором сценария шестисерийного видеофильма «Вечный огонь памяти», получившего областную премию имени Н. А. Некрасова в области культуры.
Сегодня победители областного этапа конкурса «Учитель года», в очередной раз доказав, что лучшие из лучших не всегда живут в столичных мегаполисах, разъехались по своим школам и классам.
– У Станиславского есть всем известное высказывание о маленьких ролях и маленьких актерах, – прокомментировала решение комиссии ее председатель, профессор ЯГПУ Татьяна Злотникова. – И я думаю, что, перефразировав, эти слова с полным основанием можно применить и в отношении городов. Оба учителя из Гаврилов-Яма вполне современны и профессиональны и по праву могут представлять свою малую родину не только на уровне области, но и на уровне России.
А когда этот материал готовился к печати, в адрес Татьяны Анатольевны пришло радостное известие – она стала обладателем «президентских» ста тысяч, которыми второй год подряд лучшие учителя поощряются в рамках национального проекта «Образование».