В книге много фотографий, масса статей и справочного материала.
Однако не обошлось и без недостатков, о чем, собственно, и пойдет речь в этой статье, авторам которой уже за 80 лет. Несмотря на возраст, мы сохранили в памяти многие детали, что дает нам право высказать свое отношение к предмету разговора.
Прежде всего об истории страны. За прошедшие 70 лет было много драматических страниц, главной из которых стала тема Великой Отечественной войны. Но благодаря взятому за основу принципу: «каждая страница книги – один год», эта тема промелькнула с неоправданной быстротой.
Листая книгу, чувствуешь, что собирали материалы долго, но на систематизацию их времени не хватило. Иначе не было бы досадных неточностей и даже ошибок. Так под фотографией директора школы Колобкова стоят инициалы С. А., тогда как звали его Александром Степановичем. Завуч школы Воскресен-ский назван Георгием Алексеевичем, хотя на самом деле он был Александровичем.
Под рядом фотографий вообще нет подписей, отчего иногда создается неверное представление. Так на странице, где приведено коллективное заявление 26 выпускников с просьбой отправить их на фронт смонтировано фото 9-го «А» класса без подписи.
Нас удивило неуважение к большинству директоров школы: портрет есть, фамилия и инициалы, а что они сделали за годы своего руководства – нет. Например, Борис Николаевич Соколов впервые подготовил и интересно провел 30-летие школы с участием всех, в том числе и учащихся начальных классов. А под портретом директора ничего об этом не сказано. Ни слова нет и о Леониде Николаевиче Долинкине, при котором проводилась тщательная, глубоко продуманная подготовка к 50-летию школы. Директора В. И. Кукушкин, Б. М. Усков вообще никак не охарактеризованы.
А молодые (в те годы) учителя, ушедшие защищать Родину – Нина Анатольевна Александрова, Михаил Васильевич Масленников, Борис Николаевич Касторский, Георгий Константинович Щетинин. О них в данной книге не упомянуто вовсе.
Александр Степанович Колобков с первых дней войны рвался на фронт, но ему разрешили оставить школу лишь в 1942 году. Он добровольцем ушел в армию и политработником прошел до конца войны. Вернувшись, возглавил школу № 33 имени Карла Маркса, где успешно проработал с 1946 по 1969 год. Имел награды и за мирный труд.
Не нашел отражение в книге героический тыл. А это труд 5 – 10-классников во главе с учителями на лесозаготовках, на сельхозработах. Ночные дежурства по школе во время бомбежек, обучение девушек на курсах радисток и сандружинниц, подготовка в 10-м классе слесарей и трактористов. И все это при полуголодной жизни (400 граммов черного хлеба учителям и ученикам, 200 граммов – иждивенцам в семьях, остальные продукты – сахар, жиры, крупы – тоже в мизере, и часто карточки вообще не отоваривались).
С лета 1942 года (а не с 1943, как сказано в книге) школу, а затем и РОНО возглавил Георгией Александрович Воскресенский – наш довоенный завуч. Именно благодаря его образованности, инициативе, энергии школа-новостройка стала к концу 1940 года лучшей школой Ярославля.
В хронологических событиях «истории страны» ничего не сказано об утверждении медали для тружеников тыла «За доблестный труд». А ведь это историческое событие – признание единства фронта и тыла в Великой Отечественной войне! Нам, старшему поколению, хорошо известно, что наряду с производственниками эту награду получили и некоторые учителя школы. Эта историческая веха прошла мимо внимания редколлегии.
Досадно, что в книге ничего не сказано об участниках ВОВ и их судьбах первого, второго и третьего выпусков школы (1939 – 1941 гг.). Нет и фотографий этих выпусков.
Уже в 50-е годы, благодаря тесным связям с методистами разных кафедр пединститута, опыт лучших учителей школы распространялся на областных и городских конференциях и в печати. Методисты института А. С. Сонкина, Е. И. Соммер, М. Н. Прозоров, В. Э. Вейс, З. А. Скопец и другие очень активно помогали школе, создавая объединения словесников, учителей немецкого языка, математики. Уже тогда, а не с 80-х годов, школа делилась методическим опытом с широкой учительской общественностью, так как стала базовой для ЯГПИ.
Много в данном издании ошибок. Например, большой ученый Ярыгин Владимир Никитович обозван Николаевичем, а на 94-й странице в перечне медалистов его фамилия искажена – Ярычин.
Вызывает недоумение подбор знаменательных дат в истории страны. Наряду с важнейшими событиями, имевшими значение для судеб государства, мы находим там такие как «родилась Алла Пугачева», «первый сеанс Анатолия Кашпировского по Центральному телевидению», «концерт Майкла Джонсона в Москве»...
Наш большой жизненный опыт и активная жизненная позиция позволяют нам возмутиться торопливостью, с которой было выпущено это дорогостоящее издание. Разве неясно, что к устному слову надо относиться очень бережно, а к письменному – с удесятеренной внимательностью.
А когда речь идет об юбилейном издании, то здесь требуется повышенная ответственность, особенно перед людьми, которых уже нет и которые не могут защитить себя и свои славные дела.
В конце книги приведен список учителей, работавших и работающих в настоящее время в школе № 43. Очевидно, у редколлегии возникла потребность вспомнить обо всех, кто трудился в школе, многие по 20 – 30 лет. Но и здесь получилась накладка: кое-кто попал в список, а кое-кто оказался забытым.
Но особенно досадно, что в нем нет многих учителей, удостоенных правительственных наград (Стовичек Е. С., Ефремова Н. П., Аристова А. П., Высоковская Л. А., Горизонтова Н. И., Лобанова А. Н., Потехина Н. Ф., Рязанова Ю. В., Иерусалимская Е. С. и др.). Видимо, стремясь успеть к дате, редколлегия не прочитала внимательно текст книги, из которого легко выбрать фамилии учителей, работавших в школе.
В этом списке не удалось избежать досадных ошибок. Так, например, Арсеньева Е. Г. обозначена, как учитель русского языка, тогда как она вела биологию. У ряда педагогов искажены фамилии: Горячинова вместо Горячикова, Радзневская вместо Радзиевская... Мы уверены, что при тщательной проверке списка обнаружится еще ряд неточностей.
Можно было бы привести еще факты ошибок и несоответствий, но достаточно этих примеров. Думается, что редколлегия книги найдет способ исправить ошибки, опубликовать (пусть не в таком роскошном издании, но в виде дополнения) и отдать владельцам, извинившись за упущения. На 70-летии история не заканчивается, впереди другие даты – 80, 90 и 100, наконец. И важно передать потомкам достоверные, а не наспех собранные факты.