Странствовали отнюдь не наугад. Глаз настраивали по развешанным на стенах в «кают-компании» Большого дома акварелям из фонда Ярославского художественного училища, написанным его студентами на недавней практике в предальпийском Пьемонте, а слух – по музыкальным «заставкам» преподавателей школы искусств имени Л. Собинова Елены Мутовкиной и Натальи Беляевой, сыгравших на домре и фортепьяно знаменитую «Санта-Лючию» и песню венецианского гондольера – в жанре, более известном под названием «баркарола».
Пообщаться с классиком и его друзьями помог дружеский шарж художника Алексея Чернышева «Некрасов в Риме» (см. фоторепродукцию) – с непринужденным конферансом ведущих урока, сотрудников «Карабихи» Татьяны Полежаевой, Дмитрия Кшукина и педагога училища, к слову, итальянки по отцу Роланды Ричи-Мингани.
Из писем Некрасова из Италии, куда в 1856 году уехал он на лечение, по строкам из автобиографической поэмы «Несчастные», что писалась в поездке, путешественники могли представить, о чем, прогуливаясь по итальянской столице, Николай Алексеевич мог беседовать со своими спутниками, изображенными на редком архивном рисунке: поэтами Афанасием Фетом (на первом плане), Павлом Ковалевским (сзади с лавровым венком) и сестрой Фета – Н. Шеншиной.
О чем, например? О том, что «на чужбине живее видишь родину, только от этого не слаще... Все дико устроилось в русской жизни, даже манера уезжать за границу, износивши душу и тело». И вот еще о чем размышлял в Италии Николай Алексеевич, имея в виду прежде всего людей искусства: «Рим – единственная школа, куда бы должно посылать людей в первой молодости». они, по его словам, навсегда унесут отсюда «душевное изящество».
Наверное, очень бы одобрил классик и заключенный ярославским училищем договор с итальянцами об обмене практикантами и выставками и то, что его земляки чтят традиции русской академии в надежде скоро повторить поездку на родину Леонардо и Микеланджело. Но очень бы удивился, узнав, какие прискорбные затруднения мешают студиозам из Пьемонта приехать в Россию с ответным визитом.
Они уже собрались было в дорогу. А тут – мгновенно долетевшие, и до Италии тоже, шоковые новости о теракте в Московском метро. После их обсуждения на собрании в лицее города Альба родители сказали своим бесстрашно рвущимся в гости чадам твердое «нет».