– В 1942 году я поступил в Томское артиллерийское училище, а в 1944м закончил его в звании младшего лейтенанта, – без запинки рапортует ветеран. – И сразу был направлен на Первый Украинский фронт в десятую армию, где служил в 99й стрелковой дивизии, в 473м артполку, во втором дивизионе четвертой батареи.
Почти 20 лет Владимир Юрьевич рассказывает в школах во время уроков по военнопатриотическому воспитанию о том, как шагал по фронтовым дорогам.
Впрочем, «шагал» для артиллериста, пожалуй, не очень подходит: на руках тяжелые пушки особенно не потаскаешь...
– Задача артиллерии – прокладывать дорогу пехоте посредством артподготовки, а затем сопровождать наступающих, непрерывно поддерживая огнем, – просвещает нас ветеран войны, участвовавший в нескольких крупнейших фронтовых операциях, таких, например, как ЛьвовскоСандомирская.
– Повоевать на этом направлении довелось изрядно, однако до Львова я не дошел, город освобождали уже без меня, поскольку изза ранения пришлось с месяц проваляться в госпитале в Виннице.
А потом снова на фронт. Участвовал в боях в составе 2го и 3го Украинских фронтов, освобождал Будапешт.
– В городских условиях артиллеристам приходится значительно сложнее. Ведь одно дело, когда стреляешь с закрытых позиций, и совсем другое, когда приходится бить прямой наводкой, – делится профессиональными секретами Сешко.
Эпизоды боевых действий, когда жизнь висит буквально на волоске, врезаются в память особенно глубоко. Во время нашей беседы с Владимиром Юрьевичем он, перекладывая тросточку из руки в руку, все старался поудобнее устроиться. Ранение, полученное в бою более 60 лет назад, до сих пор дает о себе знать. В сражении за Будапешт части, в которой воевал лейтенант Сешко, пришлось исключительно туго.
– Немцы, стремительно проскочив мосты через Дунай, ударили по нашим тылам. Мы срочно выдвинулись в район Балатона, чтобы задержать немецкие танки. В одном из боев я был ранен.
Впрочем, в пылу жаркой стычки офицер почти не заметил этого. Приказал собрать раненых в грузовик, сам сел за руль и под обстрелом, утопив раненой ногой педаль газа до отказа, повел машину в медсанчасть.
В одном из эпизодов Сешко со своими артиллеристами спас от верной гибели комдива генералмайора Сараева. Разгоряченный боем генерал вдруг покинул свой командный пункт, чего не упустили из виду командиры немецких танков.
– Получив SOS по радио, я со своими артиллеристами немедленно ринулся на выручку. В одном месте пришлось из тактических соображений отцеплять орудия от студебекеров и вручную перетаскивать через бугор. Успели вовремя, обратив в бегство немецкие танки.
После очередного серьезного ранения Владимир Юрьевич уже до конца войны не смог оправиться. О победе узнал в госпитале в Баку.
После войны служил в Сибирском военном округе, затем был направлен в группу войск в ГДР, где продолжал нести уже мирную вахту в артиллерийском гаубичном полку. Довелось ему послужить в Забайкалье, под УланУдэ.
На Ярославскую землю пришлось перебираться из теплого Днепропетровска изза того, что все чаще давали о себе знать фронтовые раны. В северном краю питерцу полегчало. Двадцать лет Владимир Юрьевич проживает в Ярославле. И до сих пор фронтовикартиллерист в строю. Его встречи со школьниками всегда попадают в цель. Из уст ветерана юное поколение узнает правду о былой войне.