Конструктивизм в Ярославле, проявившийся в архитектурной практике 1920 – 1930-х годов, – это клуб «Гигант», фабрика-кухня, жилые дома в начале проспекта Ленина, комплекс учебного комбината автозавода. Примером первого советского жилого комплекса, спроектированного на новых принципах архитектуры, стал Бутусовский поселок. Во всесоюзном конкурсе, объявленном на его застройку, первые и вторые премии получили молодые московские архитекторы, ученики Виктора Веснина.
Следы Весниных в нашем городе обнаруживаются еще в дореволюционные времена. В студенческие годы братья были увлечены древнерусской архитектурой. Виктор в своих записках выделяет такую ее особенность, как пристрастие к цвету, сочетание белого камня с кирпичом, использование цветной майолики, увиденные им в Ярославле. В конкурсе проектов на новое здание театра имени Волкова, объявленном в 1908 году, проект Весниных обратил на себя внимание как некая сказочная фантазия на темы Потешного дворца и Грановитой палаты Московского Кремля. Проект даже был рекомендован к приобретению, но не осуществлен.
Прошло почти пятьдесят лет, и вот еще одна встреча со знакомой фамилией. И снова в неожиданном контексте. В 1950-х годах началась подготовка к строительству Ярославского НПЗ, рядом с ним химического завода (сейчас «Техуглерод») и ТЭЦ. В 1957 году появляется проект детальной планировки жилого поселка НПЗ (поселка Строителей, как он вначале назывался). Его разработала архитектурно-проектная мастерская имени В. А. Веснина.
Диапазон профессиональных интересов Виктора Веснина был чрезвычайно широк и разнообразен, как и сама жизнь, которая его сформировала. Уроженец города Юрьевца, он учился на архитектурном отделении института гражданских инженеров в Петербурге. Старейшее учебное заведение России славилось своей школой, крепкой и в то же время независимой. Преподавание было академическим, и одновременно во всех предметах, которые здесь читались, культивировалась так называемая рациональная архитектура, разрабатывающая новые типы зданий – универмаги, вокзалы, конторы крупных фирм, создающие облик быстро развивающейся России начала 1900-х годов.
Во времена бурных событий 1905 года, когда учебные заведения были закрыты, братья Виктор и Александр Веснины оказались в Москве, куда в ту пору уже переехала вся семья. Сохранились рисунки, свидетельствующие о том, что они стали очевидцами самых горячих волнений и столкновений, происходивших на улицах.
После разорения отца и безвременной смерти матери на попечении братьев остались две сестры, одна из которых еще в колыбели. Виктор и Александр прерывают учебу и начинают работать в московских строительных конторах. В это время строится гостиница «Метрополь». В оформлении фасадов и интерьеров здания, великолепного образца стиля модерн, участвовалиb Ф. Шехтель, М. Врубель, А. Головин, И. Нивинский, С. Чехонин и другие мастера. Рядом с ними был двадцатилетний практикант Виктор Веснин – он принимал участие в оформлении русского зала на втором этаже над вестибюлем.
Исследователи называют это время годами безымянного творчества Весниных. Их труд остался в таких разных зданиях, как Сытинская типография в стиле модерн на Тверской, стилизованный под античность доходный дом Кузнецова на Мясницкой, неоклассический фасад банка Юнкера на Кузнецком мосту, почтамт с его романским стилем.
Виктор получает диплом лишь в 1912 году – через одиннадцать лет после поступления в институт гражданских инженеров.
Столетие победы в войне 1812 года, отмеченное появлением многочисленных памятников русской славы, послужило возрождению форм русского классицизма в архитектуре. Отдал дань неоклассицизму и Виктор Веснин с братьями. Наиболее удачной их постройкой этого времени считаются скаковые конюшни Манташева на Беговой улице в Москве, были работы и с другими богатыми заказчиками.
Но началась первая мировая война. Виктору Александровичу дали бронь в связи с тем, что он проектировал и строил заводы, имевшие оборонное значение. Вскоре он женился, удивив жену перед свадьбой несколько необычным объяснением: «Ты должна узнать, что всегда будешь у меня на втором месте: первое уже давно занято архитектурой». Сохранились мемуары его тещи, где она описывает Виктора Веснина тех лет: «Высокий, красивый, с нежными чертами лица и широко раскрытыми блестящими глазами – тихий и смелый, горячий и сдержанный – этот зять мой всегда вызывал у меня чувство уважения и доверия».
В промышленных сооружениях Виктора Веснина нашло дальнейшее развитие то, что беспокоило исподволь его уже давно: он пытается стереть несоответствие формы и содержания в своей архитектуре. Пробует не прятать под фасадными «одеждами» назначение здания, а, наоборот, выявлять его. Добивается выразительности промышленной архитектуры за счет правильных пропорций, соотношения объемов, лаконизма архитектурного «языка». Он проектирует и строит таким образом химические заводы в Подмосковье и Кинешме, Кольчугинский кабельный завод, Пензенский трубный и многие другие.
После революции Виктор Веснин работает на восстановлении заводов, рудников, рабочих поселков по всей стране. Потом появился план ГОЭЛРО, вошла в строй Шатурская ГРЭС. В начале 1927 года, когда здесь был введен третий турбогенератор, бригада молодежи вместе с начальником строительства отправилась строить Днепрогэс. Выполнить архитектурный проект этого уникального сооружения считали для себя честью многие. В объявленном конкурсе победителем был признан Виктор Александрович Веснин со своей группой.
Не миновало его и всеобщее увлечение советской архитектуры различными формами коллективного жилья. В градостроительной дискуссии, развернувшейся в 1929 году, Виктор и Александр Веснины писали: «Группы домов, нам кажется, должны составлять не разбросанные кварталы, а объединенный комбинат, куда входят помимо жилых домов такие здания общественного пользования, как клубы, фабрики-кухни, столовые, детские сады, школы...» Что и воплотилось в Ярославле при строительстве нынешнего проспекта Ле-нина.
В 1930-е годы Виктор Александрович воспитал целую плеяду учеников и последователей. Он президент Академии архитектуры СССР и первый секретарь Союза советских архитекторов. Считается, что он создал новый тип архитектора – одновременно инженера, исследователя и архитектора-художника.
В предвоенные годы Виктор Веснин возглавил архитектурно-проектную мастерскую, которая до войны и в первые годы после нее проектировала города и рабочие поселки в новых промышленных центрах, в том числе в богатейшем нефтеносном районе между Волгой и Уралом, получившем название «второе Баку». Он был в эвакуации в Чимкенте, после возвращения разрабатывал генпланы восстановления и реконструкции разрушенных городов. Появились почетные звания, ордена. Первым из русских и советских архитекторов он был удостоен золотой медали Королевского общества архитектуры Великобритании.
За свою жизнь он успел сделать многое, но, по словам академика А. В. Щусева, проект Днепрогэса остался «коронной вещью» Виктора Веснина. В нем воплотилось то, к чему он стремился всегда, – сочетание целесообразности и красоты.