четверг 28

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 31 марта 2007

Лев Цветков: «Рюрик жил в районе Ярославля»

Ярославский геолог, сотрудник научно­производственного центра «Недра» Лев Цветков стал известен за пределами профессионального сообщества после того, как выдвинул интересную гипотезу падения метеорита в окрестностях НПЗ. Это случилось, по его утверждению, много миллионов лет назад, но земля хранит следы событий, как бы давно они ни произошли. Их можно встретить и на пересечении различных наук: геологии, географии, истории, языкознания. Попытки рассмотреть, что находится на таких перекрестках применительно к прошлому Ярославского края, вылились в еще одну гипотезу Льва Цветкова.

автор Татьяна ЕГОРОВА

 

– По палеогеографическим данным, 3,5 – 5 тысяч лет назад река Амударья, приняв левые притоки Мургаб и Герируд (Теджен), через высохшее ныне русло Узбоя впадала в Каспийское море. Существовал уникальный внутриконтинентальный путь Амударья – Каспий – Волга длиной более 7 тысяч километров. Этот путь служил каналом связей Европы и Индии задолго до пути по Волге «из варяг в арабы». За один летний сезон из верховьев Герируда (территория современного Герата в Северном Афганистане) можно было попасть в район нынешнего Ярославля, – рассуждает Цветков.

Это было время протоиндийской цивилизации. За тысячи лет до прихода славян на Верхней Волге жили люди отнюдь не дикие, а со своей многовековой культурой, следы которой, впитанные пришедшими сюда словенами и кривичами, можно найти до сих пор.

– В «Ригведе», древнейшем письменном памятнике индоевропейцев, завоевавших угасающие центры протоиндийской цивилизации, коренное население называется именем «млехха» или «млеччха». Вспомним Млечный путь – один из самых впечатляющих природных объектов, профиль нашей Галактики. Формальное значение этого названия – дорога неких «мл» или «млеч», которые могли быть богами, героями или предками реально существовавших людей. Интересно, что понятие «Млечный путь» в том же значении было известно римлянам, а еще раньше этрускам. Еще пример. Есть археологическое понятие «кромлех» – круг из камней. Этим неолитическим сооружениям 5 – 6 тысяч лет, само слово пришло к нам из бретонского языка. А у нас есть кремль – обнесенная стеной территория для укрытия людей в период опасности. Буквальный перевод слов «кремль» и «кромлех» одинаковый – территория, предоставленная людям или духам народа «мл» или «млех».

Судя по всему, помимо обмена товарами жители Верхней Волги имели прямые или опосредованные контакты с носителями протоиндийской идеологии. На огромном ареале трех материков – от Великобритании и Скандинавии до Японии и Северной Африки – встречаются культовые домики из массивных каменных плит – «дольмены». Каждая плита длиной 3 – 5 метров и весом до 20 тонн. В этом плане, считает Цветков, нужно рассматривать и находку, обнаруженную при реставрации церкви Николы Мокрого – пол в одном из приходов представляет собой однородную каменную тесаную поверхность длиной 4 – 5 метров.

– Ввиду отсутствия специальных исследований, конечно, нельзя утверждать, чем является эта поверхность – верхней частью массивного ледникового скального отторженца или же одной из плит разрушенного (или сохранившегося полностью?) дольмена под церковью. Но почему бы нет? Кстати, старожилы утверждают, что еще несколько десятилетий назад в районе той же церкви находилась группа из нескольких крупных валунов.

Удивившись распространению одинаковых культовых сооружений на такой огромной территории, Лев Дмитриевич соотнес это в какой­то момент с еще одним своим наблюдением, на этот раз филологическим. Он давно коллекционировал имена и географические названия с основой на «рус – рос – рас». У «России» и «русских» оказалось великое множество созвучий на огромных территориях и в настоящем, и в далеком прошлом. Кроме всем известного балтоязычного народа – пруссов (первое тысячелетие н. э.) и этруссков на Апеннинском полуострове (первое тысячелетие до н. э.) были урартские цари по имени Руса. Название области Урсу на территории современной Сирии и юга Турции на языке коренных обитателей имело форму «Русу» или «Руса». На Балканах в IX в. н. э. известна Рашская земля или область Рашка с главным городом Раса, перечислять можно бесконечно.

Что это за слово­понятие, имеющее мировое распространение? Цветков рискнул предположить, что корневая основа «рус – рос – рас» донесла до нас из глубин тысячелетий название некой мировой религии, возможно, той самой, что оставила материальные следы в виде упомянутых мегалитических сооружений.

Первыми индоевропейцами на территории Ярославского края были фатьяновцы. Каково было их самоназвание? Ответ он ищет в сохранившихся географических именах. Вот только один пример – попытка разгадать название реки, на которой стоит Ярославль.

– Уникальность ситуации в том, что сравнительно небольшая река (270 км) имеет два названия – в верховьях это Устье, в нижнем течении – Которосль. Протока Векса соединяет Которосль с озером Неро. В периоды больших паводков, когда Которосль вливается в озеро Неро, у одной реки получается три названия: Которосль, Устье, Векса. Перед нами явное свидетельство проживания в бассейне этой реки трех разных народов: индоевропейцев­фатьяновцев (Которосль), меря (Векса), восточных славян (Устье).

Расшифровать слово «Которосль» можно только предположительно, оговаривается Лев Дмитриевич. В Западной Белоруссии у реки Неман два притока – Котра и Россь. Финно­язычное население там неизвестно, это граница между славянами и балтами. Остается один вариант – гидроним «Которосль» происходит от более раннего «фатьяновского» населения. Индоевропейская часть этого слова «кот» означает «дом» (вспомним английское «коттедж»), а другая часть «рос» может быть самоназванием фатьяновцев в том смысле, о котором говорилось выше. Получается, что «Которосль» в буквальном смысле означает «дом роса». Или более широко – «поселение росов», «земля росов».

Часто обращают внимание на слово «русь» в Среднем Поднепровье. Жили там поляне или анты. Они могли быть «русами» по своей вере.

Цветков выдвигает рабочую гипотезу: в низовьях Которосли со второго тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. н. э. сохранялся очаг индоевропейского населения «росов» или «русов». Он включал всю современную территорию Ярославского и Гаврилов­Ямского районов. В дославянскую верх­неволжскую Русь, вероятно, входило и левобережье Волги между устьями рек Ить и Туношна. В центре этой Руси, считает он, не случайно располагались крупнейшие славянские поселения VIII – IX веков, имеющие общероссийское значение – Тимеревский и Петровский археологические комплексы, а также одновозрастное с ними поселение Железный Борок, уничтоженное при строительстве южной промзоны Ярославля (рядом с которым когда­то упал метеорит, по версии Цветкова).

– Скандинавы, следы пребывания которых в наших краях археология фиксирует очень определенно, становились «русами» не потому, что отказывались от своей национальности, а потому, что принимали «русскую» религию. Славянские переселенцы, приняв новую религию, из словен и кривичей опять же превращались в «русских».

Храбрый Цветков замахивается, страшно даже сказать, на собственное толкование русских летописей. В числе народов, призвавших в 862 году варягов Лаврентьевская и Ипатьев­ская летописи упоминают чудь, словен, кривичей и весь, но не упоминают меря. Льву Дмитриевичу этот факт кажется стоящим особого внимания. Тем более что в других местах текста за тот же 862 год, когда речь идет о распределении Рюриком наместников, меря названа.

Он призывает вчитаться в хрестоматийные строки Ипатьевской летописи: «Изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами в себе владеть и не было у них правды и встал род на род и была усобица у них и воевать сами на себя начали. И сказали, поищем сами в себе князя, чтобы владел нами и рядил по ряду и праву. Пошли за море к варягам к Руси... Идите княжить и владеть нами...»

– Текст явно противоречивый. Изгнали захватчиков и тут же обращаются к ним, призывая «владеть нами». В чем дело? Не в ошибке ли переписчика? Может быть, вместо «Пошли за море к Руси» следовало «Пошли за мере к Руси»? В таком случае все встает на свои места. Были изгнаны варяги, пришедшие из Скандинавии, а затем измученные междоусобицами племена обращают свои взоры не за Балтийское море, а в другую сторону, где за территорией расселения мерян находилась небольшая верхневолжская «Русь». Варяги здесь тоже были, но они уже сливались с аборигенами­фатьяновцами и меря, пришлыми кривичами и словенами.

– Но как же быть тогда с Рюриком?

– Рюрик и Олег, возможно, и родились где­то в Скандинавии, но за долгое пребывание на Верхней Волге «обрусели» и приобрели здесь новую родину. Подобное прочтение летописи объясняет многое. Становится понятным участие мери в походах Олега на Киев в 882 году и Царьград­Константинополь в 907 году.

– Но была ведь и Киевская Русь, роль которой в становлении нашего государства всегда считалась основополагающей.

– Все сказанное никак не умаляет исторического значения днепровской Руси VI – VII веков, где также могла быть своя «Русь», однако реальный ход событий, похоже, был значительно сложнее, чем мы знаем по учебникам истории. Я думаю, что ярославское Поволжье сыграло в становлении древнерусского государства гораздо более важную роль, чем считается до сих пор. Не исключено, что Рюрик жил где­то в районе Ярославля и фактически был одним из князей типа Святослава­Владимира­Ярослава. Учитывая археологические данные, можно допустить, что центром кристаллизации русской общности был не район города Ростова и озера Неро с их преимущественно мерянскими жителями, а группа древнейших поселений в низовьях реки Которосль со смешанным фатьяновско­скандиново­славяно­мерянским селением.

Историки, наверное, со Львом Дмитриевичем не согласятся. Но он не как Фоменко, основ не ниспровергает. Он книгочей и мечтатель. Больше всего ценит свободу мысли и у других людей тоже. У него трое детей, все пошли своим путем, и он не против. Сын – финансовый топ­менеджер одной из зарубежных компаний. Одна дочь учится в Московском лингвистическом университете, другая тоже в Москве – в Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают