НЕ ДОРЕФОРМИРОВАТЬСЯ БЫ ДО РУЧКИ
Первыми на такой шаг решились в Великом Новгороде. В 1993 году здесь объединились сельхозакадемия, технический и педагогический институты и несколько техникумов. Решающую роль в этом сыграл тогдашний новгород-ский губернатор Михаил Прусак. Пока что дополнительное федеральное финансирование объединенный университет не получил.
Несколько месяцев назад в Архангельске бились не на жизнь, а на смерть, споря об объединении здешних вузов. Ректоров, выступавших против, регулярно полоскали в местной прессе. А в Екатеринбурге собрались соединить более тридцати университетов! Просто какая-то куча-мала получается.
А что же у нас, в Ярославле? Вот что по этому поводу говорит помощник вице-губернатора области по вопросам высшей школы и науки Виктор Соловьев:
– Сейчас мы изучаем опыт тех регионов, где пытаются воплотить идеи министерства. Везде процесс идет со скрипом: ни одному вузу не хочется терять самостоятельность. У нас пробный шар был вброшен лет 10 – 12 назад. Инициатива исходила от Министерства образования и обладминистрации. Обещали: большому вузу – большое плавание, то бишь приоритетное финансирование. Ректоры Ярославля тогда эту идею не поддержали.
К разговору о слиянии вузов вернулись не так давно, когда в прессе появились статьи о планах реформирования высшей школы. Согласно им, высшим учебным заведениям первой категории (так называемым национальным университетам) будет предоставлена свобода в определении учебной политики и финансирование в полном объеме. В эту группу предположительно войдут всего 10 – 20 заведений страны. Вторая будет состоять из 100 – 200 вузов, которым из федерального центра планируется выделять деньги на подготовку бакалавров и магистров (то есть об аспирантуре придется забыть). И наконец, все остальные вузы, а это подавляющее большинство, составят третью группу. Их будут финансировать только на уровне бакалавриата. Документов о начале «селекционной работы» пока нет, все держится на уровне домыслов и прожектов.
Более детально на тему объединения нам удалось побеседовать с ректором Демидовского университета Александром Русаковым.
– Разговоры о разделении вузов на категории ведутся давно, – начал беседу Александр Ильич. – Но законодательной базы нет. Хотя, возможно, какие-то списки и ходят в Министерстве образования и науки. То же – и с объединением вузов. Пока это похоже на какую-то административную игру. Очевидно, при проведении реформы должны учитываться интересы не только студентов и преподавателей, но и всего общества. Наличие или отсутствие какого-то вуза в регионе может привести к перекосам в экономике. Не дореформироваться бы до ситуации, когда в Ярославле будет один очень плохой вуз. Сейчас есть несколько более или менее хороших.
– Одна из целей преобразований – решение проблемы дублирования специальностей.
– Глупо было бы отрицать эту проблему. Скажем, мы частично пересекаемся с педагогическим университетом, но давайте не будем забывать, что ЯрГУ готовит специалистов широкого профиля, которые могут работать и в науке, и в производстве, и в сфере гос-управления, а главная функция педуниверситета более узкая – готовить учителей.
С КЕМ ДРУЖИТЬ?
– Несколько лет назад предлагалось объединить Демидовский университет с педагогическим. Почему этого не произошло?
Ректор Ярославского государственного педуниверситета имени К. Д. Ушинского Владимир Афанасьев:
– Несколько лет назад уже практически был готов к подписанию указ об объединении педагогического с Демидовским. Утверждалось, что это будут равноправные организации в рамках новой структуры. Но по сути процесс не чем иным, как поглощением нашего вуза, не назовешь. Педагогический (тогда еще институт) мог многое утратить в результате слияния, поэтому почти все наши преподаватели были категорически против. Пример объединения в Великом Новгороде показал, что мы были правы: педагогическая направленность одного из новгородских вузов, вошедших в новообразованный комплекс, была сведена на нет.Ярославский педуниверситет входит в десятку (если не пятерку) лучших педагогических вузов страны. Так что мы уверенно себя чувствуем на рынке образовательных услуг. К тому же у нас развивается своя модель образования. Мы пошли не по пути слияния нескольких вузов, а создали объединение, куда входят детский сад, школа, колледжи Углича, Рыбинска, наши филиалы. Благодаря такой системе непрерывного педагогического образования университет стал более востребован. Недавно к нам по своей инициативе присоединился еще и градостроительный техникум. Это объединение не столько юридическое, сколько партнерское. Все учреждения, входящие в него, сохраняют финансовую независимость, регулируются университетом только учебные планы и программы.
– Ученый совет нашего вуза выступал за это объединение, мы не считали его чем-то зазорным. Была возможность создания крупного федерального университета в Ярославле, решилась бы частично проблема дублирования специальностей. Но планы так и остались планами. Педагогический университет тогда был против.
– Возможно ли сегодня вернуться к этому процессу?
– Вряд ли. Подобное осуществимо только решением сверху.
– Объединяться может ведь не только вуз с вузом, но и вуз с училищами, школами...
– Демидовскому в этом плане сложнее. Но первые шаги уже есть. У нас открыт университетский колледж, сейчас он работает на внебюджетной основе, но тем не менее можно говорить, что мы представляем разные ступени образования. Пока, к сожалению, нет отрегулированной юридической базы для объединения. Думаю, лицей и некоторые школы города с удовольствием стали бы частью структуры университета. Но в этом случае пересекаются финансовые потоки: мы – федеральное образовательное учреждение, они – муниципальные. Законы не позволяют объединять разные формы финансирования.
– С кем еще вы хотели бы объединиться?
– Вполне реально объединение с рядом институтов Академии наук РФ. Есть два института АН, с которыми мы пересекаемся по основным направлениям фундаментальных исследований. Например, Институт микроэлектроники. В случае объединения с ним расширились бы возможности для работы наших преподавателей, многие из которых, кстати, и раньше занимались научными изысканиями в этом институте. А у талантливых студентов появилась бы возможность с первого же семестра начать научную деятельность.
– Если бы в это объединение вошел еще и технический университет? Этот вопрос возникает потому, что ваш предшественник Герман Миронов до прихода в ЯрГУ одиннадцать лет был проректором политехнического института.
– Думаю, в случае такого присоединения в регионе появился бы один из самых мощных университетских комплексов с серьезным научно-техническим потенциалом.
– Новая структура может создаваться либо на базе одного вуза, либо путем слияния, когда появляется новое юридическое лицо. Каким вы видите этот процесс?
– Мы рассматривали и рассматриваем себя как наиболее успешный из ярославских вузов. За 35 лет мы это доказали. Поэтому процесс объединения, если он будет осуществляться, может происходить на нашей базе. Но решаться этот вопрос должен в интересах студентов и преподавателей.
– Предположим, что новая структура появится, но вы в этом случае потеряете место ректора. Вы готовы на это пойти?
Проректор по научной и инновационной работе Ярославского государственного технического университета Сергей Разумов:
– Когда была высказана идея объединить несколько ярославских вузов, технический университет активно торпедировал это предложение, поскольку и тогда, и теперь мы считаем подобное объединение нецелесообразным. У нашего университета неплохая материальная и научная база, хорошие условия созданы для студентов: современное общежитие, сосредоточенность корпусов в одном месте, спортивный зал и так далее. Нет никакой необходимости расширяться и тем самым перенасыщать рынок специалистами. Кроме того, слияние высших учебных заведений не приведет к тому, что у нас появятся выпускники мирового уровня. Вопрос качества подготовки никак не связан с объединением.Что же касается сотрудничества с другими вузами области, мы активно участвуем в нем. Организацию совместных проектов курирует созданное несколько лет назад некоммерческое партнерство «Совет в поддержку образования и науки», в которое кроме нас входят ЯрГУ, педуниверситет, другие крупные вузы, в том числе Рыбинска. Этой структуры, учитывая, что еще есть совет ректоров, вполне достаточно.
– Если от этого выиграет коллектив, готов. Сохранение должности не является основным мотивом моего поведения. И потом, я ведь могу участвовать в любой избирательной кампании. Думаю, мои позиции будут не так уж плохи.
ПОМОЖЕТ ЛИ НАМ СЛИЯНИЕ
– В случае реализации реформы по сценарию Мин-обрнауки попадут ли, по-вашему, ярославские вузы в разряд национальных?
– Не думаю, учитывая наше расположение рядом с Москвой, что будет целесообразно создавать национальный университет в Ярославле. Полагаю, что национальный статус получат университеты, которые расположены в крупных городах, скорее всего, в городах-миллионниках (может, и не во всех). Кроме Москвы и Питера это могут быть Казань, Красноярск, Томск, Новосибирск (он уже практически интегрирован в структуру АН). Естественно, будет влиять и геополитический фактор, нельзя, скажем, оставлять Дальний Восток без мощного национального университета. Или Калининград, в силу особой точки расположения.
– А непосредственно Демидовский в какой группе может оказаться, на ваш взгляд?
– Мы можем претендовать на создание университета второго уровня, развивающего определенные направления науки. Ведь у нас не появится мощного востоковедения, например, поскольку его никогда и не было.
– Ну а если ряд вузов Ярославля объединятся, сможет ли новообразованный комплекс попасть в категорию национального?
– Думаю, гарантии такой нет. Так что если и объединяться, то по другим причинам. Но если каждый вуз замкнется только в своей оболочке и не будет единой политики в сфере высшего образования, мы можем и во вторую категорию не попасть. Поэтому ЯрГУ готов рассматривать все вопросы, связанные с объединением. Не нужно ждать, когда за дело возьмутся чиновники. Даже чиновники от образования. Если вопрос будет двигаться так же, как с ЕГЭ, получим еще один «122-й закон».
– Если все-таки Демидовский будут финансировать из рук вон, не превратится ли он в частный вуз?
– Прекращение госфинансирования будет означать, что ЯрГУ перестанет существовать. Во что он превратится – не знаю. Вообще же частные вузы – это все-таки не россий-ская традиция. У нас крупнейшие университеты изначально создавались как государственные. Да, в Демидовское высших наук училище капитал был вложен частным лицом, но это частное лицо не распоряжалось учебным заведением впоследствии: представители династии не имели такого права. Всегда это была государева собственность. Частным вузам на Западе уже более 200 лет, у нас этот опыт незначителен. Так что частным учреждением Демидовский не будет. По крайней мере пока я буду его возглавлять.