Родительский дом Татьяны Михайловны и по сей день стоит в деревне Горильдово, на берегу реки Сить, на границе с Некоузским районом. Вот и в школувосьмилетку Танечка ходила в соседний район, в деревню Панкратово. Училась с удовольствием и окончила школу на «хорошо» и «отлично». Потому легко поступила в Угличское педагогическое училище, мечтая стать учителем начальных классов.
В училище требования к студентам предъявлялись серьезные, особенно на первых курсах, но и знания давались надежные, можно сказать, фундаментальные. Это Татьяна Михайловна поняла позже, когда через год после окончания училища поступила в ЯГПИ. Без дополнительной подготовки легко сдала экзамены по педагогике и психологии, пользуясь только тем багажом, что получила в Угличе. Да и студенческое братство ощутила понастоящему там же, в педучилище.
– Каждый учебный год, – вспоминает она, – начинался с работы на полях колхозов, с уборки урожая картофеля и льна. Работали без нытья, дружно и быстро. И хотя уставали, были довольны тем, что помогли колхозникам, что многое успели.
Через месяц работы в колхозе возвращались студенты в свое общежитие, расположенное в монастырских стенах. Жили дружно, помогали друг другу.
– Наш классный руководитель Валентина Григорьевна Трушина преподавала русский язык, литературу и выразительное чтение, – вспоминает Татьяна Михайловна.– И была настолько обаятельной, тактичной, заботливой, что студенты просто обожали ее, считали своей классной мамой. Она водила нас по старинным улочкам Углича, показывала его достопримечательности и так увлекательно рассказывала обо всем – заслушаешься. Организовывала поездки в Москву, Ленинград, Кострому, по известным местам Ярославской области.
Может быть, именно поэтому решила Татьяна Михайловна после училища поступить на географический факультет педагогического института. В то время там не было отделения начальных классов.
Заочно учась в институте, Татьяна Михайловна преподавала в школе села Байловского географию, биологию и немецкий язык. Жила в родительском доме. Как и все молодые, ходила на танцы в клуб в соседнюю деревню Тургенево. Тамто и встретила суженого. Не могла не заметить парня, неотрывно следившего за каждым ее движением и вызвавшегося после танцев проводить ее до дома.
– Шли, как и принято было в те годы, на комсомольском расстоянии, не соприкасаясь рукавами, – вспоминает она.
Свадьбу сыграли в 1980 году. Через два года у них родилась дочь, которую назвали Леной. Еще через год, после декретного отпуска, Татьяна Михайловна пришла работать уже в Брейтовскую начальную школу. И с тех пор не покидает ее.
Школа – ее пристань, ее гордость, радость и печаль. Как она гордится своими выпускниками! Как она любит их, как рада, когда бывшие ученики приветствуют ее на улицах Брейтова. Она помнит их всех, верит в них, с ними душой и сердцем, переживает изза их неудач, живет на седьмом небе, если успех сопутствует им. Любит и отличников, и троечников. Сложных, неуживчивых, трудных ценит даже больше.
– Сложные, – говорит, – научили меня работать. Ведь к каждому из них особый подход нужно найти. А когда эти трудные ребята заканчивают школу, они не забывают любимых педагогов. Вот идет мой выпускник навстречу, и я вижу теплый свет в его глазах. Уже ради этого стоит работать учителем. И я свою работу люблю. Люблю даже в те моменты, когда чтолибо в ней меня раздражает.
Наблюдая за своими выпускниками, Татьяна Михайловна довольна, когда учатся даже успешнее, чем в начальных классах. Не теряет из виду своих подопечных и тогда, когда они покидают среднюю школу. Не хотела никого из них выделять, да не удержалась и сообщила, что был у нее один выпуск, в котором собрались такие умные детки, особенно мальчики, что после школы почти все поступили в вузы. В тот же ЯГПУ, в медакадемию, в ЯрГУ имени Демидова... Сейчас они уже на четвертом курсе.
Но не только выпускники радуют Татьяну Михайловну. Собственные дети тоже. Елена окончила школу с золотой медалью, прошла тот же путь, что и мать: окончила педучилище и университет. Только изучала она иностранные языки и сейчас преподает английский в гимназии в Заволжском районе Ярославля. А младшая – Юлечка, родившаяся в 1990 году, – учится в 11м классе Брейтовской школы. И живет с мамой в двухкомнатной квартире в поселке ПМК. После смерти мужа Валерия Ивановича Хорошулина, работавшего главным механиком сначала ПМК, а потом ДРСУ, тяжело им приходится. Учительская зарплата невелика. А ведь у Татьяны Михайловны есть министерская грамота. Кроме того, она награждена знаком «Почетный работник общего образования».
На прощание спросил у нее, когда было лучше учиться и учить, раньше или сейчас? И она ответила, что раньше не было социального расслоения, все были равны. Педагоги не выделяли никого, не тянули за уши. Принимали в средние специальные и высшие учебные заведения за знания, а не за деньги. Не было порочной, как считает Татьяна Михайловна, системы ЕГЭ, сдавая который отличник, переволновавшись, может провалить, а троечник методом тыка получить лучший результат, чем заслуживает.
Так почему же в Министерстве образования не учитывают мнения учителей? Неужели не доверяют? А зря. Такие учителя, как Татьяна Михайловна, – от Бога. И кому, как не им, знать, каким должно быть наше образование. Ведь от того, как учатся, как сдают экзамены школьники, зависит, какие у нас в стране будут студенты и специалисты.