– Михаил Вадимович, давайте для начала уточним: почему акцент в работе конференции сделан именно на сельских школах?
– Дело в том, что вопросы развития сельской школы традиционно являются наиболее острыми в отечественной системе образования. Сложилось немало мифов об абсолютной уникальности сельской школы. Лет десять назад, когда только начиналось становление единого государственного экзамена, очень часто приходилось слышать мнения о том, что это испытание окажется непосильным для сельских школьников. Но первые же результаты ЕГЭ разрушили этот миф. Некоторые школы, расположенные в сельской местности, ежегодно показывают лучшие результаты обучения по сравнению с рядом крупных городских школ. Вот чем традиционно отличалась сельская школа от городской, так это ограниченностью любых ресурсов. Сельские школы привыкли ориентироваться только на собственные силы. Развитие информатизации образования, расширение сети маршрутов школьных автобусов позволили говорить о принципиальном расширении образовательного пространства сельской школы. Сельская школа сегодня в общественном и профессиональном сознании уверенно утрачивает несправедливое «клеймо второсортности».
– Велик ли процент сельских школ в системе образования Ярославской области?
– В Ярославской области работают 427 школ, чуть больше половины из них – 52 процента – находятся в сельской местности. Однако при таких внушительных цифрах – больше половины! – в сельских школах обучается лишь 15 процентов от общего числа школьников области. 73 процента сельских школ являются малокомплектными.
– Ярославская область нередко становится инициатором многих прекрасных идей в сфере образования. В том числе – внедрение программы «Школьный автобус», которая имеет самое непосредственное отношение к жизни школ на селе.
– Совершенно верно. С 2001 года в нашей области успешно реализуется региональная программа «Школьный автобус». Это был первый опыт в нашей стране доставки специализированным автотранспортом детей, проживающих в сельской местности, к местам учёбы. Инициатива Ярославской области тогда получила высокую оценку Президента России Владимира Путина, этот опыт был рекомендован всем регионам России. С тех пор на протяжении одиннадцати лет в нашей области ежегодно осуществляется приобретение школьных автобусов, которые передаются в муниципальные районы, при этом часть новых автобусов обеспечивает открытие новых маршрутов доставки детей к местам учёбы, а часть направляется на поэтапную замену технически изношенных автобусов, приобретённых в прошлые годы. Автобусы приобретаются для сельских школ в целях обеспечения доступности качественного образования детей. Кроме этого, автобусы играют важную роль в социализации детей сельской местности. Школьный автобус расширил социальные контакты сельских детей и предоставил им возможность для ознакомления с культурными ценностями: театрами, музеями, выставками. Школьные автобусы также стали фактором развития сельских территорий, стимулировали строительство и ремонт дорог.
С 1 сентября 2012 года в области эксплуатируется 207 школьных автобусов, которые осуществляют перевозку около 6000 учеников по более чем 300 автобусным маршрутам.
– На состоявшейся межрегиональной конференции речь шла о внедрении образовательных стандартов общего образования в сельских школах. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Переход к новым образовательным стандартам является общей задачей для системы образования. Нет и не будет образовательных стандартов школ городских и школ сельских. Есть лишь особенности функционирования школ, расположенных в сельской местности, которые необходимо внимательно проанализировать и учесть.
Переход к новым стандартам общего образования представляет собой сложную комплексную задачу для педагогов и управленцев. Данный переход предполагает глубокую ценностную перестройку в системе образования. Возьму на себя ответственность утверждать, что глубина и сложность изменений до сих пор не в полной мере осознана профессиональным сообществом.
– Какой принцип лежит в основе образовательных стандартов?
– В основе построения стандартов положен подход, предполагающий, во-первых, формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики; во-вторых, ориентацию на конкретные результаты образования. Образовательные результаты каждого школьника в рамках новых стандартов представляют собой овладение ими определёнными видами деятельности. Обратите внимание: не просто освоение набора знаний, умение решать ту или иную задачу. Новые образовательные стандарты предполагают формирование у школьников предметных, а также метапредметных и личностных результатов обучения. Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельный тип интеграции учебного материала.
Такие результаты не могут быть обеспечены традиционной репродуктивной системой обучения, при которой ученик должен лишь воспроизводить рассказ учителя или материал учебника. Педагог должен научить ребёнка находить информацию, необходимую для решения той или иной профессиональной или жизненной ситуации, ориентироваться в большом количестве источников информации, анализировать информацию, делать выводы и главное – определять на этой основе стратегию собственного поведения, профессиональных действий. К новым результатам работы педагога можно прийти лишь через специально организованную совместную деятельность ученика и учителя.
– Насколько готовыми к нововведениям оказались школы Ярославской области?
– К настоящему времени в школах нашей области накоплен большой опыт организации проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и тому подобное. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую. Педагогические коллективы сельских школ всегда отличало умение слышать нужды каждого конкретного ребёнка. Педагогам удаётся эффективно работать с запросами семьи, реально осуществляя индивидуальный подход. Это позволяет формировать у школьников ценности труда, гражданской идентичности, чувства ответственности за общее дело. А это и есть практика формирования личностных результатов, предусмотренных новыми стандартами. Сельские школы имеют хороший опыт в реализации профессиональных проб старшеклассников. Образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, эффективно взаимодействуют с социальными партнёрами, успешно реализуют механизмы межведомственного взаимодействия. Вызывает интерес практика создания в отдельных муниципальных районах социокультурных комплексов, интегрирующих ресурсы различных ведомств социальной сферы – школы, клуба, публичной библиотеки, поселковой поликлиники.
– Когда начался переход школ области к работе по новым образовательным стандартам?
– Старт был дан в прошлом учебном году. С 1 сентября 2011 года по новым стандартам обучались все первоклассники региона. В этом учебном году по новым стандартам основной школы будут обучаться пятиклассники пяти экспериментальных школ области. С
1 сентября 2013 года мы планируем организовать переход к новым стандартам основной школы уже 30 процентов образовательных учреждений. Полностью переход к стандартам основной школы в Ярославской области будет осуществлён к 2015 году. С 1 сентября 2014 года мы планируем начать переход к работе по новым образовательным стандартам старшей школы. Этот переход будет осуществлён в течение двух лет.
– Переход к новым образовательным стандартам связан и с подготовкой педагогов, не так ли?
– Безусловно, ключевой задачей в рамках перехода к новым стандартам является подготовка педагогов. В нашей области эту задачу успешно решает региональный Институт развития образования. С 2010 года Институт развития образования проводит повышение квалификации по блочно-модульным программам и при выдаче документов о прохождении повышения квалификации применяет зачётно-накопительную систему. Такой подход даёт возможность выбора педагогами собственного образовательного маршрута и обеспечивает персонифицированный подход в повышении квалификации. С 2011 года на базе Института развития образования начата целевая переподготовка руководителей образовательных учреждений по специальности «Менеджмент в образовании». В 2011 году по этой программе успешно прошли обучение сто руководителей школ области, в текущем, 2012 году по этой программе обучаются 175 руководителей образовательных учреждений различных типов.
Эффективные технологии работы с педагогическими и управленческими кадрами сельских школ в нашей области сложились в результате многолетнего взаимодействия департамента образования и Ярославского педагогического университета имени Ушинского. На протяжении многих лет на базе сельских школ успешно работают региональные экспериментальные площадки, научное руководство которыми осуществляет Людмила Байбородова. Широко известны разработанные и апробированные в Ярославской области технологии организации разновозрастного обучения в малочисленных сельских школах.
– Внедрение новых образовательных стандартов вряд ли возможно, если в распоряжении учителя, как при царе Горохе, только школьная доска да кусок мела...
– В прошлом году в рамках комплексного проекта модернизации общего образования мы начали масштабную работу по обновлению учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений. В 2012 году во все школы поставлено учебно-лабораторное оборудование для предметных кабинетов, приобретено оборудование комплексных кабинетов основных малочисленных школ для изучения предметов естественно-научного цикла, начата поставка комплектов современного оборудования для компьютерных классов, в том числе комплектов для проведения тестирования школьников. Увеличена скорость доступа к сети Интернет более чем для 200 школ. До конца 2012 года компьютерным оборудованием будут обеспечены все школьные библиотеки. Все школьники, обучающиеся по новым образовательным стандартам, бесплатно получают учебники, приобретённые за счёт средств федерального и регионального бюджетов. Хотелось бы, чтобы каждый сельский педагог чувствовал, что он работает в команде единомышленников. Без этого новый стандарт не внедрить. Сельский учитель – это особое призвание. Оценивать его труд по достоинству – значит поддерживать и сопровождать.