Продолжая разговор о «перезагрузке» и задавшись такими простыми на вид вопросами, кого выпускают бывшие ПТУ и есть ли у выпускников работа, наш корреспондент для начала заглянул туда, где инновации можно увидеть в действии, – в учебные мастерские и лаборатории Ярославского химико-технологического лицея.
Стиль жизни – чистая работа
Здесь, в бывшем ПТУ № 8 на улице Менделеева, открытом полвека назад, год в год с Новоярославским нефтеперерабатывающим заводом, с автоматикой дружили всегда. Учебный профиль обязывал, родство его с технологией нефтепереработки – а это, от и до, и есть она, автоматика. У лицея – хорошая наследственность, и все последние новшества, связанные с началом подготовки лаборантов-аналитиков, наладчиков контрольно-измерительных приборов, электромонтёров для завода компании «Никомед» (Nycomed: a Takeda Company), входящего в ярославский фармацевтический кластер, без особых хлопот пришлись ко двору в этих стенах.
Всё оборудование конференц-зала и мастерских, переоснащённых на целевые средства из областного бюджета, – цифровое, многое не имеет аналогов в наших краях. Эту умную технику видели мы здесь и в химлаборатории, где можно и учиться, и устраивать профессиональные мастер-классы, семинары партнёров по фармкластеру и, к примеру, в электротехнических мастерских, где, сев за монитор и меняя платы, вы смоделируете электрическую схему любой сложности, начиная с простейшего радиоприёмника. В лингафонном кабинете для изучения английского языка (подарок компании «Никомед») педагог слышит в наушниках любого ученика, и их диалог не мешает другим – таких кабинетов, говорят, нет пока у нас и в университетах.
Старший мастер лицея Юрий Смекалов показывает нам гордость лицея – «чистую комнату». В ней оборудуется один из технологических участков производства лекарств в ампулах и таблетках. Ключевое слово здесь – «стерильность». Оснастка ещё в пути, но, как в «чистой комнате» будут поддерживать стандарты, национальный российский и системы GMP – международной практики изготовления лекарственных средств, понять нетрудно уже сегодня.
Защите с запасом прочности – лаборанта от вредного воздействия химии, лекарств от примесей – служат не только респираторы, спецодежда и бахилы, но и двери особой конструкции, что открываются в одну сторону – на вход или на выход, и блок, где вы принимаете воздушный душ от уличных запахов, и зелёный светофор, пропускающий вас в лабораторию, и «шлюз» в стене – для обмена с соседями документацией и подручными материалами.
В конференц-зале с видеотехникой для делового общения на любые самые дальние расстояния директор лицея Ирина Басалова показала документ, увидеть который, по её словам, можно только в правительстве области, – «дорожную карту» развития фармкластера Ярославской области. Лицей вошёл в него на правах партнёра по подписанному до 2013 года с компанией «Никомед» договора на подготовку кадров, а фармкластер – в областную целевую программу обеспечения приоритетных направлений экономики квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на 2011 – 2012 годы.
– В этой учебной группе более пятидесяти студентов, каждый стипендию получает с доплатой в полторы тысячи рублей, – комментирует «дорожную карту» наша собеседница. – В этом году к трём профильным специальностям добавятся ещё две – лаборанта-микробиолога и оператора-биотехнолога. Правила GMP – чистота и скрупулёзная точность во всём – это у нас в лицее повседневный стиль жизни. Он помогает нам создать атмосферу, комфортную для развития личности. Лицеисты, которых мы уважительно называем студентами, и только так, знают, что если ты хочешь учиться, то тебе помогут, а если кто-то нуждается в твоей помощи – спеши ему на выручку, что у нас в особой цене неписаное правило: сказал – сделал.
Если так всерьёз говорят, добавим от себя, о таких тонких материях, как стиль и атмосфера, то мелочей тут не бывает. Важны плюс к цифровому оснащению и выполненные в технике батика студентами выпусков разных лет отделения текстильного рисунка панно на стенах в конференц-зале, и недавно открытая в нижнем фойе мемориальная доска памяти выпускника училища Андрея Сергеева, в девятнадцать лет погибшего в Афганистане. А ещё важен для атмосферы диковинный бело-розовый колоколец экзотического цветка амариллиса – его видели мы в куще обычной комнатной зелени на подоконнике в коридоре лицея.
Кризис позади, появились вакансии
Лицей на ярославской улице Менделеева у нас один такой? Да нет, и слава Богу. Примерно такой же репортаж о том, как могут сходиться «параллельные миры» – права личности с интересами экономики, написать можно было бы, допустим, из ярославского лицея № 2, связанного партнёрским договором с ОАО «Автодизель». Выполнив конкурсные условия для получения статуса ресурсного центра подготовки кадров станочников-металлистов и заработав тем самым двойную ставку норматива финансирования, лицей начал планомерное переоснащение учебной базы.
Вот уж и впрямь кто ищет, тот всегда найдёт. Благое дело не застопорилось – центр получил затем и федеральный грант как победитель ещё одного конкурса по программе приоритетного нацпроекта в сфере образования, а затем и финансовую поддержку одного из фондов «Группы ГАЗ».
В первую десятку самых востребованных у нас в области профессий наряду с металлистами, наладчиками компьютерных сетей, сварщиками, социальными работниками вошли в этом году и мастера сельскохозяйственного производства. Кризис позади, появились вакансии. Число заявок работодателей превышает контрольные цифры приёма на эту профессию в полтора раза! Директор Ростовского сельхозтехникума Константин Стариков показал нам досье с договорами и заявками, ими техникум обеспечен на все сто процентов.
Отметились в досье не только самые крупные сельхозпредприятия Ростовского района, такие как ЗАО «Красный маяк» или «Татищевское». По-соседски трёх механиков и двух электриков запрашивает набирающее обороты ОАО «Вощажниково» – крупнейший в области животноводческий комплекс под Борисоглебским. А электриков заказывает техникуму и город – ростовские горэлектросети.
Есть, правда, одно «но». В том-то и загвоздка, что договоры гарантируют приём на практику, но не уточняют шансы на трудоустройство – так повсюду. Предложение департамента образования и «Сатурна» – заключать со студентами долгосрочные договоры на пять лет, чтобы после армии их встречали на предприятии как своих, лучше с подъёмными и льготами на ипотечные кредиты – это предложение пока остаётся на бумаге.
Ростовский техникум и в таких условиях делает всё, что в его силах, чтобы, едва шагнув в самостоятельную жизнь, ребята не оказались без дела. Вместе со специальностью широкого профиля – квалификацией «техник» получают они дополнительную рабочую специальность – слесаря, тракториста-машиниста, электромонтёра, штукатура-маляра, каменщика – понятно, что, имея запасной вариант, работу найти куда проще.
Подключился техникум и к одному из пяти действующих кластеров – туристическому. Всё правильно, история с географией обязывают. Под спрос на муниципальном рынке труда открыл новую специальность – «менеджер гостиничного сервиса» с дополнительной рабочей специальностью – «горничная». Новшество нарасхват и у работодателей, и у абитуриентов. На базе 11 классов на менеджера можно выучиться, причём бесплатно, меньше чем за два года – устраивают такие сроки, ясно же, обе стороны. Два педагога прошли стажировку в трёхзвёздочной гостинице «Московский тракт». Заявки на выпускников прислали и другие крупные ростовские отели. Одна из первых в средней полосе России частных гостиниц «Усадьба Плешанова» взяла на практику пятерых студентов техникума и осталась ими довольна – всем предложили работу на лето.
А об инновационном будущем мы с директором Стариковым разговаривали не в компьютерных классах, чем теперь, пожалуй, никого не удивишь, а... в музее техникума – старейшины сельхозобразования на Верхней Волге: осенью исполняется ему 95 лет. Разглядывали самый габаритный и впечатляющий экспонат – комбайн, заменяющий на посеве лука, цикория, моркови человек сорок. На этикетке самая интересная для нас строка – «Конструкция техникума». То есть проектирование и отладка чудо-машины полвека назад и позже входили в учебный процесс – были нормальной инновацией и в образовании, и на огородной ниве.
– Воспоминание о будущем, – с лёгкой иронией подводит итог нашим музейным впечатлениям Константин Алексеевич. – Учебной базой в Песочном похвалиться не можем – новейшего белорусского трактора со всеми наворотами по цене полтора миллиона рублей вы там не увидите. Зато музей подсказывает нам, какой должна быть в XXI веке педагогика, воспитывающая сельского хозяина, – ориентированной на такие инновации, о каких студенты могут судить не понаслышке.
Сварщиков «взяли взаймы»
Вопрос «кого выпускаем?» теряет всякий смысл, если обсуждать его в отрыве от другого, столь же насущного: «а как с работой?» Насколько по-разному такая связка выглядит на деле в Ярославле и Ростове, мы видели. Это и есть зона совпадения или расхождения интересов личности и потребностей экономики – о трудностях поиска такой зоны совпадения и идёт разговор в публикации «Параллельные миры».
Прежде чем обсуждать её, ещё один наш собеседник – заместитель директора департамента образования Владимир Выборнов напомнил о том, что выбор профессии включён в широкую проблематику свободного развития личности. Об этой главнейшей заботе департамента, имея в виду интересы и права личности, Владимир Юрьевич без всякого пафоса так прямо и сказал:
– Это наша миссия.
Начинается она ясно где – в школе. Хлопот с профориентацией у этого департамента, пожалуй, даже больше, чем у службы занятости. Причины многих будущих нестыковок на рынке труда возникают ещё до того, как школьник решится потрогать этот скользкий ледок носком ботинка. Только 7 процентов старшеклассников, выбирая профессию, принимают в расчёт собственное здоровье. С неважнецким зрением идут учиться на компьютерщика, со сколиозом решают стать радиомонтажником или часовщиком.
И никто не скажет им, что делать этого не следует. Каждый пятый старшеклассник ежегодно выбирает профессию, какая ну никак ему не подходит просто по состоянию здоровья. Ещё одну ловушку расставляет жизнь выбирающему профессию, когда, стремясь к самостоятельности, во главу угла ставит он заработок. Что, в общем-то, понятно. Но если он делает это безотносительно к содержанию работы, то рано или поздно его ждёт такое знакомое многим малоприятное психологическое испытание, когда он скажет себе: «ну вот, деньги заработаны, и что дальше?».
Идеальные случаи совпадения на этом горячем поприще наших «хочу», «могу», «надо» с зарплатой бывают, но редко. Падение престижа станочных профессий в 90-е годы произошло по обратной логике: работа перестала быть почётной, оставаясь тяжёлой, а платить за неё стали меньше. Теперь, когда после кризиса работодатели квалифицированным станочникам предлагают нормальную зарплату, оказалось ли к этому готово профобразование, судите сами. Число заявок работодателей на самые востребованные профессии многократно превышает контрольные цифры приёма в училища, лицеи, колледжи. Наладчиков станков и оборудования в механосборке – в два с половиной раза, больше чем вдвое – токарей и сварщиков. К примеру, нужных для выполнения заказов атомной промышленности «Полимермашу» сварщиков 6-го разряда пришлось «брать взаймы» за пределами области.
Станочники, владеющие компьютером, требуются повсюду – это проблема из проблем. Но среди самых нужных сегодня профессий есть и наладчики компьютерных сетей, и пекари, и операторы швейного оборудования, и мастера сельскохозяйственного производства. В самой верхней строке этого остропроблемного перечня значится профессия социального работника. Заявок работодателей на неё почти втрое больше того, что может предложить профобразование.
Как откликаются на запросы рынка труда в Ростове, видели мы не только в сельхозтехникуме, но и в педколледже, где интерактивные доски, цифровые ТВ-панели, скоростной Интернет есть в каждом кабинете и где недавно плюс к традиционным специальностям учителей начальных классов и музыки, воспитателей детей дошкольного возраста открыли ещё две – прикладная математика с квалификацией «техник-программист» и социального педагога.
Вот что узнали мы о последней новации от директора колледжа, заслуженного учителя Российской Федерации Татьяны Ромашевой:
– Профиль подготовки социальных работников у нас – уникальный, психолого-педагогический, с освоением технологий работы с людьми в разных группах – в офисах Пенсионного фонда, агентствах молодёжи, школьных досуговых объединениях. Набрали в прошлом году первую группу в 25 человек. Пока не отсеялся никто. На заочном отделении на платной основе повышают квалификацию по заявкам администраций сотрудники комплексных социальных центров не только Ростовского, но и Борисоглебского, Гаврилов-Ямского, Угличского, Переславского районов.
«Перезагрузка»? А может быть, корректировка в движении?
Прошлой осенью по заказу правительства области были впервые проведены исследования приоритетных направлений в подготовке квалифицированных кадров. Полученные данные в конце марта обсуждались на коллегии департамента образования, в тот же день заседала трёхсторонняя комиссия с участием специалистов заинтересованных департаментов, работодателей, профсоюзов. Общее мнение сторон: требуется единый согласительный орган, отвечающий за прогнозирование трудовых ресурсов для экономики с тем, чтобы департамент образования стал ответственным исполнителем прогноза, а не исполнителем и заказчиком в одном лице, как сейчас.
Департамент считает этот вопрос недискуссионным. Спорить он готов только насчёт «перезагрузки» своих отношений с работодателями. По словам Владимира Выборнова, любая «перезагрузка» предполагает возвращение к нулю, а значит остановку. Другое дело – корректировка «дорожной карты» по ходу движения. В ближайших планах департамента – повышение стипендий будущим станочникам, чей профиль связан с инновационным развитием экономики области и помимо всего прочего требует владения компьютером. Таких стипендий, с доплатами педагогам, на 2012 год установлено 70.
Эту эксклюзивную информацию наш собеседник оттенил деликатной оговоркой – дескать, осталось только деньги получить...
Наш экскурс в проблематику профобразования компьютерного века решили мы закончить, вернувшись туда, где мы его начали. Послушаем, что думают о своём будущем студенты. Слово второкурснику химико-технологического лицея Максиму Гордееву:
– Нам говорят: делайте свою судьбу собственными руками, а мы вам поможем. На следующий год у меня выпуск, постараюсь этому следовать. В отдалённых планах у меня, не скрою, высшее образование – поступить в техуниверситет. Моя ближайшая перспектива, если, конечно, пройду тестирование – поработать слесарем контрольно-измерительных приборов на заводе компании «Никомед» – с гибкими, универсальными, энергосберегающими и чистыми технологиями, научно-экспериментальным центром. Выходящие с завода воздух и вода, как я слышал, будут даже чище, чем до того. Наша «чистая комната» и цифровые лаборатории – сами по себе для нас уроки инновационной экономики и профессионального мастерства. Чистая работа везде ценится, поймёшь, что это такое – в жизни не пропадёшь.