Так на песчаном карьере поселка Некрасовское начинались учения. Два спецподразделения участвовали в марш-броске под условным названием «тропа разведчика». А бойцами этих подразделений были обычные ученики Некрасовской и Левашовской школ.
Клубу юных друзей милиции, созданному при Некрасовской школе, чуть больше двух лет. Принимают в него всех желающих, начиная с 3-го класса. Идея занять чем-нибудь ребят после уроков принадлежала завучу Ларисе Строгановой. За помощью она обратилась к сотруднику местного РОВД подполковнику Геннадию Стрюкову, чья дочка училась в Некрасовской школе. Вместе и придумали этот клуб, вспомнив, в общем-то, хорошо забытое старое: когда-то отряды ЮДМ являлись обязательной составляющей патриотического воспитания «гражданина советского общества».
С Геннадием Александровичем мне довелось познакомиться благодаря областному родительскому собранию «Защитим наших детей от наркотиков», которое впервые прошло в Ярославле
21 октября. На него были приглашены родители из всех муниципальных округов области. Как всегда, с подачи чиновников звучало много призывов. А в принятом обращении к некой «общественности» среди прочего предлагалось «уделять пристальное внимание занятости детей и подростков в свободное от учебы время».
– Красиво говорить мы умеем, – отметил, беседуя со мной, Геннадий Александрович, – вот только заниматься с ребятами некому. И дети чувствуют, что на самом деле они никому не нужны. В клубе, например, кроме меня пожелал работать только начальник ИВС нашего РОВД Евгений Веселов. Ведь трудиться приходится бесплатно.
Дети, предоставленные сами себе, конечно, находят, чем заняться. К сожалению, большинство предпочитает на досуге не книжки читать и не гаммы разучивать. На родительском собрании приводились результаты анонимного анкетирования подростков Ярославской области. В том, что на досуге регулярно употребляют пиво, признались почти 90 процентов опрошенных, 4 процента пробовали «легкие» наркотики, пристрастия к «тяжелым» (внутривенным) наши дети почти не испытывают, если верить анкете. Пока не испытывают.
Бесконечной болтовне о досуге подростков и будущем нации Геннадий Александрович предпочел конкретное дело. Сначала в созданный им клуб пришло семнадцать человек, сегодня насчитывается уже шестьдесят. В прог-
рамме обучения обязательными предметами являются строевая подготовка и основы нашего законодательства. Но больше всего ребят привлекают, конечно, «полевые выходы» и «марш-броски». Сам подполковник Стрюков служил в артиллерийской разведке, поэтому его нынешним «бойцам» обычно приходится действовать «в тылу врага».
На подобное учение он и пригласил меня.
Если для некрасовских ребят так называемая спецоперация – дело привычное, то для приглашенных учеников Левашовской школы это было в диковинку. Но с заданиями они справлялись не хуже.
В каждом отряде – десять юных разведчиков. Еще пятеро – группа тыловой поддержки. В их задачу входит: развести костер, сварить обед (картошка с тушенкой плюс чай) и выдать каждому бойцу положенную порцию.
А боевая группа отправилась выполнять приказ командования. Первая преграда – водная. Ее преодолевают на надувной лодке. В этот день водоемы на карьере уже покрылись тонким льдом, так что задача усложнилась: резиновая лодка – не ледокол, и плыть приходилось, раскалывая лед.
– А если кто-то из ребят грести не умеет? – спрашиваю я, наблюдая.
– Не умеют – пусть учатся, для этого мы их здесь и собрали, – слышу в ответ.
На одной из переправ гребцы зачерпнули-таки воду, вымокли, но никто из них даже не подумал оставить «поле сражения». Прямо с плавсредства мальчишки уничтожили «береговую охрану противника» – воздушные шарики. Стреляли медными пульками из пневматического пистолета – аналога пистолета Макарова. У снайперов оружие посерьезнее – спортивные винтовки. Да и задание им выпало более сложное: прежде чем поразить «противника» (все те же надувные шарики), они должны преодолеть «горное ущелье» по навесной переправе, то есть по натянутой над обрывом веревке, которую яростно раскачивает ветер из стороны в сторону. Неужели им не страшно?
– В этом и суть: преодолеть страх, научиться не бояться опасностей, – говорит Геннадий Стрюков. – А то посмотришь на сегодняшних мальчишек – тоска берет. Я не первый год вхожу в призывную районную комиссию. Каждый второй парень сегодня не может ее пройти. В клубе немало девочек. Они даже активнее мальчишек и лучше подготовлены. Да и в РОВД в последние годы пришло много женщин, сегодня они составляют треть наших сотрудников.
Греясь у костра в этот ужасно холодный день, девчушки из «группы тыловой поддержки» дружно уверяли меня, что такая военно-полевая жизнь полна романтики и что им здесь ничуть не страшно. («Наверняка, – думаю я, – они просто уверены, что такой сильный и мужественный командир, как Геннадий Стрюков, обязательно спасет, если что».) Удивительно, но даже военная форма, которая есть у всех в отряде, кажется юным дамам… красивой.
Все новички клуба прежде чем получат право пострелять из настоящего оружия или отправиться в «разведку», проходят через боевое крещение – «тропу выживания». Преодолевают всевозможные преграды на суше и воде, причем в любую погоду. В этом году, например, в дождь ползали под колючей проволокой и спускались по отвесной стене с помощью веревки.
Жизнь в палатках для ребят – праздник. А три дня, которые несколько человек из клуба провели в самой настоящей десантной дивизии, что в Иванове, – стало чуть ли не воплощением сказочной мечты. Жили мальчишки прямо в казармах. По распорядку воинской части участвовали в занятиях: стреляли из автомата Калашникова, осваивали военную технику, в том числе прокатились на танке. Обо всем этом они рассказывают с таким азартом, что кажется и в самом деле, что может быть интереснее, чем оказаться в части ВДВ. Хотя бы на три дня.