Работодатель платит дважды
В 2010 году в учебном центре НПО «Сатурн» прошло выездное заседание экономического совета области. Тогда региональное правительство презентовало концепцию областной целевой программы обеспечения квалифицированными кадрами отраслей экономики Ярославской области. Программа была принята и действует в 2011 – 2012 годах. Её появление Союз машиностроителей и НПО «Сатурн» поддерживали изначально, и вот почему. Клиентов у системы профессионального образования несколько. Главный – молодой человек со своей задачей профессионального выбора. Но наравне с ним в клиентах – и различные отрасли экономики региона. НПО «Сатурн» предложил: давайте найдём зону совпадения интересов молодого человека, совершающего выбор, и отраслей экономики.
Леонид Иванов, директор по персоналу ОАО «НПО «Сатурн», высказывает свои аргументы:
– Да, в России теперь нет централизованного распределения, декларируется свободный выбор профессии, но ведь государство, финансируя систему профобразования, тратит на это деньги налогоплательщиков, в том числе и работодателей. В 2012 году в бюджете Ярославской области по статье «начальное и среднее профессиональное образование» заложено более 1,8 миллиарда рублей – это сопоставимо с бюджетом любого муниципального района в Ярославской области. Бесспорно, эти деньги должны тратиться рационально! Но можно ли назвать нормальной ситуацию, когда работодатель фактически тратит деньги на одно и то же дважды: один раз в виде налогов, которые идут на профессиональное образование, а второй раз – пытаясь исправить недостатки этого самого образования. И речь, к несчастью, идёт не только и не столько о качественных недостатках, сколько о количественных.
Живой пример самого крупного работодателя в промышленности Ярославской области – НПО «Сатурн». В 2011 году на предприятие были приняты рабочие, у которых в дипломах о профессиональном образовании имелись записи о 43 специальностях. Но из них только 17 специальностей технического профиля! Соответственно, 70 процентов принятых, уже получивших профобразование за государственный счёт, предприятие вынуждено переучивать заново.
Встаёт вопрос: а почему так случилось? И что делать работодателю?
В условиях очевидного сокращения выпуска профильных станочных специальностей «Сатурн» возмещает это сокращение собственными усилиями. Для этого уже несколько лет на предприятии действует современный учебный центр. Все ли могут себе позволить такую роскошь? Далеко не все. Поэтому позиция Ярославского отделения Союзмаша была сформулирована так: давайте выявим объективную потребность экономики региона по конкретным специальностям и постараемся продумать, как закрытие этой потребности поддержать и простимулировать.
В областной целевой программе было запланировано проведение исследований по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров на рынке труда Ярославской области. Эти исследования были проведены, и 29 сентября прошлого года о том, что они завершены и находятся в фазе обобщения результатов, было заявлено на заседании региональной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители областной администрации, работодателей в различных отраслях, входящих в экономический совет области и областной совет профсоюзов.
Представители машиностроителей тогда высказали просьбу, чтобы впредь только на основе таких исследований формировалась политика подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования в разрезе конкретных специальностей для экономики региона – с учётом фактической потребности по каждой отрасли. Это было записано в решении трёхсторонней комиссии.
– Прошло полгода, пришло время утверждать новые контрольные цифры планов приёма на 2012 – 2013 учебный год в разрезе учреждений и специальностей. Что же мы видим? Департамент образования словно и не замечает результатов собственных исследований. Там, где возросшая потребность очевидна, мы видим по плану приёма нули, к примеру, слесарь-сборщик двигателей, испытатель-механик двигателей, контролёр, оператор станков с программным управлением, профессии заготовительного производства. Ну а если не нули, тогда потребность машиностроения покрывается приёмом в учреждения профобразования лишь на десятую часть. Например, по специальностям «слесарь-ремонтник» (не путать с автослесарем) и «станочник».
29 марта 2012 года коллегия областного департамента образования рассмотрела эти проблемы. А во второй половине дня состоялось заседание региональной трёхсторонней комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов. И на нём Ярославское региональное отделение Союза машиностроителей вновь поставило вопрос: а зачем нам воспроизводить имеющиеся диспропорции, почему голос работодателей, заявленный в ходе исследований, в очередной раз фактически не услышан?
Ответ обескуражил – в итоге мы услышали обиды департамента на то, что отдельные предприятия выдают свои проблемы за общие проблемы всех работодателей. Мы уверены: это как раз не тот случай. Необходима достаточно серьёзная общественная дискуссия по поводу того, на кого же работает сегодняшняя система профессионального образования в нашем регионе. И не работает ли она просто на сохранение самой себя в том виде, в котором она сложилась и пережила 20 последних неспокойных лет?
Вернуть интерес к рабочим профессиям
В ответ на предложения Союзмаша в департаменте образования говорят: знаете, рабочие профессии ещё со времён СССР были непопулярными, непрестижными, сегодня гораздо больший интерес к высшему образованию, к сфере услуг, и мы не должны отставать от трендов времени. Но, может, имеет смысл поставить вопрос по-другому: а что нужно сделать, чтобы вернуть интерес к профессиям, столь необходимым региональной и российской экономике? Может, нужны более весомые стипендии учащимся, договоры о гарантированном трудоустройстве или подъёмные после возвращения из армии? (Кстати, очень многие работодатели в машиностроении сегодня это делают, тот же «Сатурн» платит подъёмные вернувшимся из армии ученикам профильных профессиональных училищ и лицеев.) Без сомнения, молодым кадрам нужны гарантии решения жилищной проблемы, и здесь есть два аспекта. Важно решить проблемы общежитий, переданных в специализированный жилфонд муниципалитетов. Что касается готового жилья, то на него может претендовать работник не с нулевым стажем, а проработавший хотя бы несколько лет. «Сатурн» продолжил жилищную программу именно для рабочих, которым начиная с этого года компенсируется половина процентной ставки по ипотечным кредитам в банке. Это значительно повышает привлекательность рабочей профессии.
Может быть, нужна серьёзная рекламная кампания – совместная государства и работодателей? И однозначно нужна серьёзная, восстановленная с участием работодателей профориентационная работа в молодёжной среде, когда молодой человек ещё учится в школе.
Сегодня в школе очень многие вещи, связанные с техническими специальностями, неполны. К примеру, черчение сегодня преподаётся как факультативный предмет максимум в восьми школах Рыбинска и Рыбинского района. Недавно в современных, прекрасно оборудованных классах на базе своего учебного центра «Сатурн» совместно с департаментом образования г. Рыбинска провёл олимпиаду школьников по черчению. И ученики, и учителя увидели, как то, что чертится, воплощается на современных станках. А если школьников приводят в профессиональное училище, он видит старые мастерские, неотремонтированные классы, в которых нет должного количества компьютерной техники.
Профориентирующий предмет в школе по сути один – технология. И ближайшее мероприятие на «Сатурне» планируют провести для учителей, преподающих технологию. И здесь машиностроители исправляют ещё один парадокс: например, в утверждённой ещё в 2008 г. программе предмета «Технологии отраслей Ярославской области» Рыбинск упоминается едва ли не единственный раз, где речь идёт о Рыбинской ГЭС. Создаётся впечатление, что отрасли машиностроения за пределами Ярославля нет. Заметим, это программа, рекомендованная в качестве регионального образовательного компонента.
Создаётся впечатление, что реальная экономика области и система профессионального образования – это параллельные миры, которые не пересекаются…
– Вы очень правильно заметили, – говорит Леонид Иванов. – 21 марта я выступал на конференции журнала «Эксперт» «Кадры для модернизации экономики». Вместе со мной в конференции участвовал директор департамента профессионального образования Минобра России, которому крупнейшие корпорации страны (РЖД, РусАл, Евразхолдинг) хором говорили, что вы живёте в параллельном от нас мире! У нас – одни потребности, у вас – другие. Вы формируете модель поведения, ориентируете молодёжь на выбор, который совершенно не связан с лозунгом новой индустриализации страны, выдвинутым вновь избранным Президентом России Владимиром Путиным.
Мы не должны потерять ещё год
«Сатурн» как работодатель ведёт конкретную работу по профориентации молодёжи. Есть договорённость с департаментом образования города Рыбинска о программе совместных мероприятий, чтобы рассказывать старшим школьникам о машиностроении, что называется, «на цеховом полу». Чтобы показывать молодёжи современное оборудование, показывать, как изменился труд рабочего, какие профессии связаны с этой работой (к примеру, наладчик, контролёр, технолог и так далее), то есть реально переломить устоявшееся в обществе отношение к рабочим специальностям. Но это должна быть система мер на уровне региона! Например, в Калужской области в программе развития начального профессионального образования, которая аналогична ярославской, введён специальный показатель – сокращение степени разрыва между планом приёма и реальной потребностью по профессиям и специальностям. В Новосибирской области есть не только аналогичный показатель – там профессиональное образование на четвёртом месте среди приоритетов регионального развития после инвестиций, инноваций и здравоохранения!
А в нашей областной программе этого показателя нет. Нам говорят: а зачем он нам, у нас существуют заявки и договоры с работодателями. Да, у нас есть такие договоры. К примеру, у НПО «Сатурн» действует трёхлетний договор с одним из профессиональных лицеев, но он не способен полностью закрыть потребность предприятия.
Поэтому Союз машиностроителей предложил областному департаменту образования и коллегам-работодателям: давайте пересмотрим эти договоры. Проанализируем, перезаключим, потребуем от системы профессионального образования в лице ближайшего к нам училища, лицея, техникума: нам нужны вот такие специальности. И мы готовы помогать вам привлекать учеников, помочь каждому учащемуся в прохождении практики на предприятии. Сегодня Рыбинский промышленный экономический техникум (бывший профлицей № 32) проходит практику на «Сатурне». Себестоимость практики одного учащегося в год – 250 тысяч рублей, потому что они работают на новом оборудовании, обучаются на самых современных тренажёрах. И мы берём эти затраты на себя. Мы показываем в реальности, что труд современного рабочего стал совершенно иным, нежели был раньше, он стал высокоинтеллектуальным.
Была создана согласительная комиссия, мы находимся сегодня в этапе согласований. Даны гарантии в том, что с 2013 года должен появиться единый орган в области, который отвечает за прогнозирование трудовых ресурсов для экономики. И что департамент образования не будет сам себе заказчиком и исполнителем, а станет только исполнителем этого прогноза, а этот прогноз до его передачи в департамент образования должен быть рассмотрен на трёхсторонней комиссии. Единственное, о чём мы не договорились, – чтобы структура в разрезе специальностей была пересмотрена уже сейчас, чтобы не потерять в подготовке крайне важных для промышленности области специальностей ещё целый год! Департамент говорит: программу примем, а потом будем вносить дополнения. Мы говорим: давайте отложим принятие решения на правительстве области ещё на две недели, но за это время проведём консультации с экономическим советом Ярославской области, и пусть каждый крупный и средний работодатель области заглянет в свои договоры с профильными училищами – именно сейчас, пока не началась подготовка к новому учебному году. В этом поддержки мы ещё не нашли, но не теряем надежды.
И что получится? Цикл подготовки учащегося в системе НПО «Сатурн» 2 года. Плюс третий год – армия. Очевидный провал в профобразовании по структуре приёма по рабочим специальностям в 2010 – 2011 годах приведёт к тому, что при солидном росте объёмов производства на предприятие, как и в экономику области, не придут необходимые кадры. В планах приёма по 2012 году идёт рост – 12 процентов, но он обманчив, потому что это рост за счёт специальности «сварщик» – для строительства, ЖКХ, новых предприятий, таких как «Комацу». И вот итог: в плане приёма сварщиков оказалось в четыре раза больше, чем вся выявленная в исследовании потребность до 2015 года. Налицо очевидная нестыковка.
Потеря ещё одного года в профобразовании крайне ощутима для всех работодателей в промышленности. Причём у ряда предприятий ситуация ещё острей. В 2010 году, когда департамент презентовал на экономическом совете областную программу, кабельщики заявили о том, что в региональной системе профобразования вообще нет обучения кабельным специальностям! А ведь в области успешно формируется солидный кабельный кластер – три предприятия в Рыбинске и одно – в Угличе. Прошло два года, третий идёт, но никаких перемен в профобразовании! Ещё проблемней ситуация в судостроении, которое идёт на подъём. Да, в системе профобразования учат сварщиков, но не учат судосборщиков. А сейчас только в Рыбинске на «Вымпел» требуются порядка 300 рабочих.
Впрочем, это тот случай, когда работодателям в решении проблемы рабочих кадров нужно объединяться по кластерам. Вырабатывать профессиональные стандарты – кого мы хотим получить в системе образования – и централизованным образом эти профессии запускать.
Единственный рациональный путь – кооперация работодателей
и профобразования
Техническое оснащение большинства учреждений профобразования – каменный век! Способны ли они обеспечить заказ на подготовку высококвалифицированных кадров для современной промышленности?
– Это принципиальный вопрос, – говорит Леонид Иванов. – Мы договорились рассмотреть возможность участия специализированных учебных центров, созданных на базе ведущих предприятий региона, в реализации областных целевых программ подготовки рабочих специальностей. По сути, если сегодня подготовить рабочего по той или иной специальности можно только в условиях кооперации с живым производством, его и нужно готовить именно так. Очевидно, что государство и область не смогут обеспечить учреждения профобразования современными станками в достаточном количестве. Да и нет в этом смысла – тратить огромные деньги, чтобы повторять технологии, которые завтра устареют. Лучше готовить специалистов по практике на базе учебных центров предприятий.
В такой кооперации – почва не только для оптимизации государственных средств, что крайне важно, но и для подлинного партнёрства системы образования и работодателей. Именно здесь она наиболее зримая, внятная, живая, работающая на перспективу. Это то, что даст конкретный результат реальной экономике, а не отчётам системы профобразования по освоению бюджетных средств.
Эти «параллельные миры» смыкаются сегодня в тех редких случаях, когда речь идёт о каких-то очень знаковых приоритетных проектах, как, например, создание в Ярославском регионе фармацевтического кластера с нуля. Но это случилось только благодаря вниманию первых лиц региона и федеральным грантам. А что во всех остальных случаях? Что, 1 миллиард 800 миллионов – маленькая сумма?
Кстати, сегодня есть ещё один момент – новация в законе об образовании, согласно которой с февраля 2012 года специальности среднего профессионального образования будут разыгрываться с точки зрения финансирования исключительно на конкурсной основе. То есть техникумы будут бороться за бюджетные деньги. И здесь очень важно, чтобы разыгрывались именно востребованные специальности. Но где гарантия того, что не повторится ситуация, аналогичная сложившейся в начальном профобразовании?
7 февраля этого года прошёл «круглый стол» регионального отделения Союза машиностроителей России. Его участники обратились с просьбой к департаменту образования: допустите нас до процесса рассмотрения заявок от учреждений профобразования хотя бы в качестве примера по Рыбинску. Но получили письменный отказ. Позже выяснилось, что в заявках на новый учебный год выражалось стремление готовить для второго города области 113 автомехаников, 98 поваров-кондитеров, 76 парикмахеров. И только 20 станочников! И это с учётом демографических тенденций старения населения, массового выхода на пенсию предыдущего поколения рабочих, которые получали образование в семидесятых годах. «Сатурн» поставил задачу в 2012 году набрать 600 рабочих на производство, в 2013-м – ещё тысячу. И этот набор будет ежегодным – по наиболее ходовым специальностям. Добавим к этим цифрам потребности других предприятий машиностроения, кабельной, судостроительной и других отраслей промышленности… И станет понятно, что подобная политика в системе профессионального образования области, да и большинства регионов России, требует «перезагрузки». Отдельные усилия отдельных крупных предприятий и компаний эту проблему переломить, к сожалению, не смогут.