Народная мудрость гласит: судьбу на кривой не объедешь. Любови Юрьевне Берсеневой, в девичестве Колосковой, на роду было написано стать воспитателем. Она им и стала, хотя бурная река жизни изрядно повертела и покрутила её, как щепку, в экономических и политических омутах непредсказуемых в России перемен. Сколько себя Любовь Юрьевна помнит, она постоянно с кем-то нянчилась. Сначала с младшим братом, которого она по утрам будила, кормила, в детсад отводила, потому что родители трудились на заводах, где смена начиналась чуть свет, и семилетняя Люба оставалась в доме «за старшую».
Школьные годы тотчас вовлекли её, умницу и отличницу, в круговерть общественной работы, и список подопечных Любови Колосковой вырос до целого класса – она стала вожатой. Когда в старших классах заговорили о профориентации, то из всех предложенных к освоению профессий – медсестра, телефонистка и воспитатель – Любовь Колоскова, не раздумывая, выбрала последнюю. Так, шаг за шагом, она приближалась к своей заветной цели – поступлению в педагогический институт. И то, что в первый раз не прошла по конкурсу, её нисколько не обескуражило. Несостоявшаяся студентка вернулась в детский сад, стала работать нянечкой.
– Я благодарна судьбе за то, что она позволила мне приобрести этот навык, впоследствии он мне очень пригодился. Профессия воспитателя такова, что надо уметь справляться с самыми разными задачами. Не вижу ничего зазорного в том, что случается подменять помощника воспитателя. Можно ведь превратить повседневную бытовую задачу – накрыть на стол, привести после еды в порядок обеденный зал – в увлекательное и познавательное занятие. Главное – заинтересовать детвору, придумать какой-то неожиданный ход, – делится опытом Любовь Юрьевна.
Педагогический институт Любовь Колоскова окончила с красным дипломом, и неудивительно, что именно ей, активной и жадной до знаний, предложили остаться преподавать в вузе. Однако год, проведённый за преподавательской кафедрой, показал, что молодому специалисту катастрофически не хватает практики. Осознав это, Любовь Юрьевна совершает шаг, на который мало бы кто отважился, – уходит из высшей школы и возвращается работать в детский сад.
– Садик был ведомственный, достаточно обеспеченный, трест содержал и детские дачи, на которые мы летом выезжали с детьми. Ответственность – огромная, потому что мы отвечали за детей круглые сутки, были и ночными нянечками, и массовиками-затейниками, и воспитателями, но радость общения и степень доверия к нам малышей с лихвой искупали все житейские трудности, – тепло вспоминает Любовь Юрьевна. – Я вообще считаю, что раннее детство надо оберегать изо всех сил. Именно в этот период, когда формируется характер маленького человечка, ему необходимо дать всё самое лучшее, самое светлое и тёплое. Жизнь потом внесёт свои коррективы, но у малыша должна быть опора для преодоления трудностей в виде этой безграничной, отданной ему в детстве любви.
Жить бы Любови Юрьевне да радоваться – любимая работа, рождение долгожданного сына… Но в стране грянул очередной кризис, многие предприятия отказались от дорогостоящего содержания ведомственных дошкольных учреждений. О призвании речь уже не шла – надо было просто выживать, и она устроилась работать на моторный завод.
Заводская эпопея в жизни Любови Берсеневой – это отдельная история. Надо сказать, что фамилия Колосковых на «Автодизеле» была знаменита: отец нашей героини Юрий Дмитриевич отработал на производстве, на ответственном участке сборки и испытания моторов, больше сорока лет, пройдя путь от испытателя двигателей до начальника участка. Был передовиком производства. Делать первые шаги на заводе, будучи дочерью такого авторитетного специалиста, – огромная ответственность. Наш брат-педагог ко всему привычен, смеётся Любовь Юрьевна, вспоминая, как нелегко обживалась в новой обстановке, по привычке отличницы наизусть выучивала маркировку каждой детали, пыталась вникнуть в суть каждой рабочей профессии. Коммуникабельность, внимательность к людям вскоре привели комплектовщицу Берсеневу в отдел кадров, она стала незаменимым специалистом по работе с персоналом.
И только всё в жизни Любови Юрьевны наладилось, как вновь заштормило неспокойное море российской экономики – началось сокращение производства, за этим неизбежно последовали массовые увольнения. Именно ей, кадровику, пришлось сотни раз писать в чужих трудовых книжках «уволен…». Тяжело было? Не то слово…
Два года назад Любовь Юрьевна Берсенева вернулась в дорогую для неё профессию – стала воспитателем в детском саду № 65:
– Детский сад для меня – средоточие всего самого дорогого на свете: это мой дом, счастье, призвание, экспериментальная творческая площадка, вся моя жизнь…
А дальше получилось, как в присказке, – с корабля на бал: именно Любовь Берсеневу коллектив выдвинул для участия в престижном городском конкурсе профессионального мастерства «Золотой фонд». Темой своего выступления на конкурсе Любовь Юрьевна выбрала социализацию ребёнка.
– Некоторые родители до сих пор полагают, что функции воспитателей детского сада сводятся к обслуживанию их чада: накормить, погулять, поиграть… Другие считают, что задача воспитателя – подготовить ребёнка к школе, научить его читать, писать, считать. Согласна, это – важно, но ведь воспитание не ограничивается только навыками обучения. Не менее важно научить ребёнка общаться, объяснить правила и нормы поведения в обществе, адаптировать детей к окружающему миру, подготовить к органичному вхождению во взрослую жизнь, – поясняет Любовь Юрьевна.
На практике важная задача социализации выливается в интереснейшие семейные проекты: малыши вместе со своими родителями делают фотоальбомы по любимым местам города, как взрослые выступают с презентациями, и исподволь начинают вкладывать более глубокий смысл в понятие «я живу в Ярославле». А зафиксированные вместе с папами и мамами в альбомах воспоминания родителей об их школьном детстве лучше любых нравоучений подготавливают дошколят к новому важному периоду в их жизни.
– Участвуя в этих проектах, дети видят себя, членов своей семьи в новом ракурсе; защищая свои проекты перед друзьями, они сами раскрылись с неожиданной стороны, выросли в собственных глазах. Это очень важно для внутреннего роста ребёнка. Детский сад сегодня становится творческой, развивающей площадкой, на которой мы, педагоги, пробуем свои педагогические находки, чтобы максимально полно раскрыть таланты малышей. Ведь дети – самые лучшие партнёры по творчеству, – считает Любовь Берсенева.