Изменится очень многое, рассказывает профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского Анна Чернявская, учебный план в первых классах с 24 часов сократится до 20, зато дополнительно 10 часов будет отдано под внеурочную деятельность.
Одним словом, функция воспитания, от которой так усиленно в последние годы отбрыкивалась система образования, переваливая её на плечи семьи, возвращается в школьные стены. Новый стандарт предполагает, что первоклассники будут находиться в школе не до 12 часов, как раньше, а, по крайней мере, до трёх. Вторая половина дня должна быть отдана развитию ребёнка – спорту, творчеству, проектной деятельности, занятиям общественно полезным трудом.
– Сам по себе стандарт – вещь хорошая и для образования очень даже полезная, – считает Анна Чернявская, – например, в США, где долгое время не было государственных стандартов в образовании и каждый штат учил детей по своей системе, в результате сформировался очень низкий уровень среднего образования. Необходима какая-то планка, до которой учителя должны подтягивать детей. DivaEscortService
По мнению Анны Чернявской, в новом стандарте, на который переходит наша школа, есть и плюсы, и минусы. Плюсы – это то, что расширена вариативная часть школьной программы. Если раньше так называемый федеральный (то есть обязательный для всех) компонент составлял 70 процентов от программы, то в новом стандарте его доля лишь 30 процентов. Остальную часть программы школа формирует сама, выбирая из предложенных базовых компонентов, с учётом специфики района, уровня подготовки детей, пожеланий родителей, наиболее подходящий.
Второй плюс – то, что ребёнок не остаётся брошенным после 12 часов дня, а находится в стенах школы, с ним проводятся занятия ещё как минимум два часа.
Также в новом стандарте, в отличие от предыдущих, помимо «предметного» результата (развитие знаний, умений и навыков) прописан ещё и так называемый «метапредметный». Это навыки, которые ученик будет использовать всю оставшуюся жизнь: умение учиться, самостоятельно находить знания, работать с информацией, умение работать в группе, в команде, умение принимать решения, планировать свою жизнь, свою работу и отвечать за неё. И третий результат – личностный, то есть школа будет заниматься и развитием личности ребёнка. Причём важно, что все эти результаты будут оцениваться, замеряться независимыми экспертами РОСТЕСТа, и аттестация работы учителя и школы в целом будет зависеть от того, какие результаты покажут ученики. Это тоже делается впервые. Предполагается делать такие замеры помимо одиннадцатого ещё и в четвёртом, и в девятом классах.
Впрочем, как считает Анна Чернявская, есть в стандарте «второго поколения» и свои минусы.
– Пока ещё непонятно, как будет обеспечиваться организация второй половины дня школьников. В выигрыше, несомненно, будут те школы, у которых налажен хороший контакт с учреждениями дополнительного образования. Ведь ребёнка нужно не просто занять 10 дополнительных часов в неделю, а необходимо предоставить ему занятие по его желанию и выбору. Сложнее будет сельским школам, где вся эта работа, скорее всего, свалится на учителей начальных классов, которым, кстати, пока не предусмотрены дополнительные выплаты за лишние часы, – говорит Анна Чернявская.
Второй момент – должна быть материальная обеспеченность школы. У многих школ, особенно тех, где учатся в две смены, нет дополнительных помещений, чтобы разместить детей во второй половине дня. Также, несмотря на то, что в стандарте продекларировано, что помимо предметных навыков у учеников будут замеряться также и личностные, и метапредметные, методики таких замеров пока нет, и потребуется немало времени, чтобы её разработать.
Ну и последний, самый главный момент – чтобы новые стандарты начали исправно работать, необходима настоящая революция в образовании. Чтобы дети учились по-новому, надо, образно выражаясь, «поменять голову учителям». Учитель должен перестать фронтально работать на весь класс, то есть стоять весь урок у доски и концентрировать внимание только на себе. Он должен научить детей самостоятельно работать и после этого дать им свободу.
– Для многих учителей такая перестройка будет сложной и болезненной, – считает Анна Чернявская, – занимаясь уже в течение десяти лет внедрением новых технологий в школы, я вижу, что они прививаются с большим трудом.
Готовы ли работать по новым стандартам те, кому предстоит быть в нынешнем году первопроходцами? Как учителя начальных классов восприняли новые веяния в педагогике?
– Весь прошлый год мы учились, посещали семинары, ездили в другие районы, где методика второго поколения внедрялась в качестве эксперимента. Учителей, у которых эта методика вызвала какое-то отторжение, недовольство, не было. Хотя, конечно, я понимаю, что этот год будет непростым – и потому, что придётся преподавать по новым методикам, и потому, что на учителей налагается двойная нагрузка, увеличивается рабочий день, – говорит преподаватель начальных классов борисоглебской школы № 1 Елена Барабанщикова.
В этой школе к нововведениям готовились серьёзно. Классы, где будут учиться «перваши», оборудованы библиотекой учебных пособий, видеотекой, специальными конторками, чтобы дети в процессе урока могли встать из-за парты и сменить рабочее место. Ведь уроки будут построены так, что ученикам придётся работать в парах, группах, им придётся самостоятельно искать в дополнительной литературе ответы на поставленные учителем задачи.
Проведена работа и с родителями будущих первоклассников – с ними советовались, чем лучше занять детей во второй половине дня.
– Родители пожелали, чтобы их дети обучались бальным танцам XIX века, – рассказала Елена Барабанщикова, – такой опыт уже был в нашей школе, мы сняли видеофильм бала и показали родителям – они были в восторге.
Также борисоглебские первоклассники будут заниматься туризмом, осваивать лапту и заниматься проектной деятельностью.
– Мы будем составлять родословную каждой семьи, – объясняет Елена Барабанщикова. – В прошлом году я уже опробовала эту деятельность с выпускниками начальной школы. Получилось очень интересно. Главное, что подключились родители: их эта работа заинтересовала настолько, что многие даже ездили на родину своих предков, расспрашивали старожилов, узнали новые факты о своих родственниках, об их судьбах до и после революции, в годы войны и так далее. Итогом этой работы стали очень содержательные альбомы с фотографиями – родословная каждой семьи.
Как считают учителя начальных классов, главная задача, которую им предстоит выполнить, – это воспитание в детях патриотизма и гражданственности. Хотя на первый взгляд то, чем они будут заниматься после уроков, ничем не отличается от обычной кружковой работы – это и спортивные занятия, и туризм, и развитие творческих способностей детей, и общественно полезная деятельность.
– Цель этих занятий – не просто развить таланты, но и вложить в головы детей определённую идеологию, – говорит Елена Барабанщикова. – Вспомните, как мы все раньше любили Родину, как гордились тем, что живём в Советском Союзе! А современные подростки в лучшем случае относятся индифферентно к той стране, в которой живут. Поэтому цель наших занятий – знакомя детей с национальным укладом жизни, традициями, показать им красоту русской культуры, фольклора.
Ещё одно новшество в школе – электронный дневник, который в нынешнем году вводится в качестве эксперимента, а в следующем уже будет обязательным для всех школ. С помощью Интернета, зайдя на сайт школы под своим паролем, родители смогут увидеть оценки своих детей, прочитать замечания и пожелания учителя. Теперь уже номер с вырыванием страниц из дневника не пройдёт – все успехи школьников будут фиксироваться в электронном виде.
А что касается новых учебников, то в нынешнем году все первоклассники Ярославской области получат их бесплатно – это подарок семьям первоклассников к 1 сентября от администрации области.
Стандарты «второго поколения» будут внедряться в школу постепенно – со следующего года по ним начнут учиться четвёртые классы. Те, кто уже начал обучаться по старым стандартам, продолжат учиться по ним – они будут действовать параллельно с новыми, пока не окончат школу нынешние второклассники.
– Самое главное, чего мы ждём от новых стандартов, – это ответственности школы за воспитание личности, а не просто набивания ребёнка знаниями, – говорит Анна Чернявская. – Хорошо, что этот вопрос поднят на государственный уровень, разработана воспитательная доктрина, принята концепция «Наша новая школа», в которой очень много внимания уделено воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию личности ребёнка. Об этом говорит и президент, участвуя в педагогических совещаниях. А раз так, значит, слава Богу, воспитательная работа возвращается в школу, будем надеяться, что это даст свои плоды.