На самом деле Дарье пришлось это сделать, так как у неё случился перерыв в учёбе, и нужно было чем-то заполнить свободное время. К тому же её бывший классный руководитель заметил в девушке незаурядные способности к преподаванию и предложил ей на время заменить отсутствовавшего учителя русского языка и литературы.
Так она стала педагогом в школе № 71. Теперь совмещает работу и обучение в университете. Надо сказать, что поначалу Дарье тяжело давалось столь непростое занятие. Шутка ли – составить план урока, написать кучу конспектов, придумать интересные занятия для детей в рамках программы, ведь так сложно заинтересовать тринадцатилетних подростков написанием сочинений и зубрёжкой стихов. Но Даша была последовательна, и в итоге у неё всё получилось.
Сейчас она с улыбкой вспоминает, как тряслись её поджилки перед первым уроком литературы в 8-м «А». И хотя ранее у неё был опыт общения с детьми – была прежде вожатой в летнем лагере, в качестве учителя она чувствовала слишком большую ответственность.
Даша вспоминает, как в первое время уроки отнимали буквально всё её время и силы. «Я выходила из класса выжатая как лимон. Я чувствовала, как дети забирают все мои силы и как я выматываю их». Однако со временем ребята привыкали к новому учителю и, надо отдать им должное, не пытались вить из неё верёвки. Когда Дарья впервые вошла в класс, ей было очень страшно, и она заметила, что дети сидели притихшие, хотя она ожидала шквала ненужных вопросов, нарушения дисциплины, непослушания. Но дети оказались не такими. «Я боялась их. А они – меня. Потом мы просто стали бояться вместе!». Так начались будни молодого учителя.
Однако первый урок не шёл в сравнение с самым серьёзным испытанием – первым родительским собранием, которое произошло, когда Дарья уже стала классным руководителем того же 8-го «А». Девушка признаётся, что она представить не могла, как правильно общаться с родителями, многие из которых годятся ей самой в мамы и папы. Но её страхи оказались напрасными – родители проявили должное уважение к человеку, который так много времени уделяет их детям.
На вопрос о том, что самое приятное в её работе, Дарья, не задумываясь, ответила: «Дети!» Поначалу с ними сложно было общаться, но потом девушка стала замечать, что после окончания рабочего дня она уже не чувствует усталости, дети стали подпитывать её своей живой энергетикой, заинтересованностью в учёбе и оптимизмом. Вскоре ребята стали делать первые успехи – лучше писать сочинения, делать меньше ошибок, даже побеждать на олимпиадах. «В такие моменты чувствуешь важность своего дела. Победы учеников окрыляют тебя. Понимаешь, что ты нужен кому-то, ведь без тебя этого бы не произошло», – делится Дарья своими впечатлениями.
Действительно, Дарья Николаевна стала неотъемлемой частью жизни класса в целом и каждого ребёнка в отдельности. Первое, что она сделала после знакомства со своими новыми учениками, – создала им группу в социальной сети, чтобы они могли больше общаться. Там дети сначала делились друг с другом впечатлениями от нового учителя, но потом стали общаться и на другие темы. Это был первый шаг на пути установления доверия между новым педагогом и её подопечными. 8-й «А» рад такому классному руководителю, ведь с Дарьей Николаевной не соскучишься! Она старается всячески поддерживать дружескую атмосферу в коллективе и делать учебный процесс более весёлым и разнообразным. «Я – единственный классный руководитель в нашей школе, который каждые две недели ходит со своими учениками в кино», – признаётся Даша. Иногда они посещают театр, филармонию и различные музеи. Кому, как не преподавателю русского языка и литературы, развивать у подрастающего поколения вкус и любовь к искусству?
Однажды Дарья решила удивить своих учеников и повела их на экскурсию в УВД, где работает её мама. Дети сначала немного побаивались строгую женщину в форме, но вскоре нашли с ней общий язык и продолжают общаться до сих пор. «Очень быстро количество детей у моей мамы увеличилось на двадцать четыре человека. Теперь нас двадцать пять весёлых негритят», – смеётся Дарья.
Дарья Николаевна не забывает и про учебный процесс. Она старается усовершенствовать способы контроля над учениками, поэтому в своём классе ввела новую для школы зачётную систему проверки знания произведений русских и зарубежных писателей. Ученик получает отрывок текста, из которого вредным учителем заботливо убраны имена основных персонажей и явные отсылки на автора или название произведения. Далее он мучительно старается вычислить, кому принадлежит текст. Как правило, сделать это очень сложно, если ты не читал произведение. Этот способ заставить детей читать она позаимствовала во время своего обучения в университете у преподавателя по зарубежной литературе. Дарья довольна полученными результатами – ребята стараются запоминать то, что они прочитали. Но не всегда всё проходит гладко. Дарья Николаевна с улыбкой вспоминает, как однажды ребёнок получил отрывок и уже через пару минут бодро отрапортовал: «Сервантес! «Дон Кихот»!» На что учитель ему ответил, скрывая улыбку: «Подумай лучше». Мальчик не последовал мудрому совету и стал доказывать, что это описание того самого хитроумного идальго и что скоро уже появится Санчо Панса. Дарья признаётся, что могла бы поверить находчивому ученику, если бы не знала, что в отрывке даётся описание Джульетты. Ученик не справился с заданием, но за старание и убедительность ему можно было поставить зачёт. «После этого случая я поняла, что быть учителем – это весело», – вспоминает Дарья.
По опыту она может сказать, что в работе учителя бывает множество забавных ситуаций. «Очень смешно читать детские сочинения, иногда удивляешься, откуда такие мысли в их головах». Например, недавно ученики писали сочинение на тему «Случай, изменивший мою жизнь». Один мальчик рассказал в нём, как бабушка читала ему интересные книжки, где главными героями были «картошка, запечённая под сырным соусом» и «суп-пюре с грибами». Видимо, этот мальчик мечтает стать поваром.
С педагогическим коллективом у Дарьи сложились прекрасные отношения хотя бы потому, что она сама раньше была ученицей школы № 71 и знакома со всеми учителями. Они делятся с ней опытом, помогают в составлении планов уроков, в написании конспектов к урокам, делятся своими материалами. Им приятно видеть молодого учителя, заинтересованного в своей профессии, с пониманием относящегося к детям. Но для начинающего педагога важно не только моральное поощрение, Дарью волнует также материальная составляющая её работы. На вопрос о том, какая у неё зарплата, девушка со вздохом ответила: «Давайте не будем о грустном». Действительно, денежная компенсация не соответствует количеству потраченных на обучение детей моральных и физических сил. Дарья считает, что отсутствие мотивации у учителя – главное упущение со стороны государства. Однако Дарья признаётся: «Раньше я подумывала о том, чтобы уйти с работы, но теперь не могу оставить своих детей. Ведь я уже столько в них вложила, я добилась от них отклика, они пошли мне навстречу. Единственное, что держит, я думаю, любого преподавателя на его рабочем месте, – это живое общение с детьми. Ведь не только мы их учим, но и они нас».
JK | 05.07.2011 в 19:26 | ответить0
права была Ирина Викторовна Шутина, говоря нам как-то на паре: «Если в школу попадешь, то уйти не сможешь — дети не отпустят»