Директор центра прикладных экономических исследований ИРО Татьяна Абанкина предлагает развивать так называемую узловую модель школ, когда вокруг одной очень крупной и оснащённой школы группируются средние по размеру и маленькие учебные заведения, между которыми хорошо налажено взаимодействие.
Недавно в восемнадцати российских регионах прошёл эксперимент: 156 небольшим сельским школам, расположенным в отдалённых районах, предложили несколько моделей реформирования. Среди них – базовые школы с сетью филиалов, ресурсные центры, сельские профильные школы. Оказалось, менять что-либо в сельском укладе очень сложно.
Законодательство о местном самоуправлении гласит: район и райцентр – разные муниципальные объединения. По мнению Абанкиной, если в муниципалитете больше 40 сёл, управление ими уже неэффективно. А у нас полно таких, где 200 поселений! Тут любая реформа забуксует. Нужен закон об интеграции и кооперации учебных заведений, а в проект закона «Об образовании» надо внести поправки.