Социологические исследования и повседневная практика показывают, что значительной части нынешней российской молодежи присущи меркантильно-прагматические настроения, пренебрежительное, а нередко и циничное отношение к духовным и нравственным ценностям. Но все-таки обнадеживает то, что в последнее время отмечается рост интереса молодого поколения к личностному самоопределению, многие из ребят рассчитывают на собственные силы и компетенцию, надеются получить в будущем достойную работу, создать дружную и крепкую семью.
В условиях экономической и социальной нестабильности воспитательная деятельность в бывшем Ярославском строительном техникуме, ныне Ярославском градостроительном колледже (ЯГМК) направлена на создание условий для развития и самоорганизации личности студента. Целевая установка преподавательского коллектива учебного заведения состоит в том, чтобы помочь каждому молодому человеку осознать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, сформировать на этой основе систему убеждений ведения здорового образа жизни. Такой подход требует не только интеллектуального развития обучаемых, не только роста их творческого потенциала, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, системы взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, культурной и политической жизни страны.
Приоритетные направления образовательного процесса в ЯГМК определялись еще в 1995 году и соответствуют педагогической концепции отраслевой комплексной программы развития среднего профессионального образования. Единая концепция воспитания в ЯГМК разработана с учетом реальных условий экономического и политического реформирования в государстве, которые существенно изменили социальную и культурную жизнь подрастающего поколения.
И хотя в градостроительном колледже принята на педагогической конференции программа воспитательной работы, есть необходимость несколько отвлечься от общепринятой концепции и, задав несколько вопросов, пригласить читателей подискутировать.
А нужны ли в учебном заведении воспитатели и воспитание?
Воспитательный процесс – это игра терминов или суть жизни?
Что главное: мероприятия по воспитанию или просто хорошая организация учебного процесса и жизнедеятельности каждого обучаемого как лично, так и в составе коллектива?
Принцип личной ответственности за свои поступки и воззрения – это насилие над личностью или проявление демократии?
Свобода, доходящая до анархии, или высокий уровень уважительных требований к студентам?
В качестве иллюстрации к сказанному необходимо привести несколько примеров, казалось бы, парадоксальных управленческих решений, которые привели к резкому изменению ситуации в лучшую сторону.
Пример 1. В общежитии техникума (колледжа) на сегодняшний день нет должности воспитателя. Уже несколько лет отменены всякие дежурства преподавателей и представителей администрации колледжа, ранее это практиковалось в качестве меры поддержания общественного порядка. Но эти «действенные меры» не спасали руководство учебного заведения от ежемесячного ремонта нескольких дверных полотен вместе с коробками, за учебный год на 70 – 80 процентов заменялись оконные стекла. На сегодня кроме заведующего общежитием и заместителя директора по общим вопросам, отвечающих за жизнеобеспечение общежития, другим сотрудникам и преподавателям запрещено не только дежурить, но и просто появляться в здании, где проживают иногородние студенты. На смену этим традиционным «мероприятиям» воспитательного характера по наведению порядка и соблюдению санитарно-гигиенических норм введен договор личной материальной ответственности, заключаемый между проживаемым и заведующим общежитием. Эффект превзошел все ожидания.
Пример 2. Хотя почти двадцать лет прошло с начала перестройки, но тем не менее многие учебные заведения до сих пор ведут работу по профессиональной ориентации молодежи по-советски, по-социалистически. Директора средних профессиональных учебных заведений по-прежнему закрепляют отдельных педагогов за какой-то одной конкретной школой Ярославля. А это означает, что как бы все и за все отвечают, а в плане привлечения абитуриентов результат почти нулевой. Это происходит потому, что каждый такой «агитатор» настроен на то, чтобы «просить», а не предлагать потенциальным потребителям широкий выбор качественных образовательных услуг. Переломить ситуацию может только принципиально иной подход. Когда за прием стал отвечать один профессионал, который глубоко понимает психологию взрослого человека и ребенка, при этом разумно и даже мудро использует все потенциальные возможности колледжа (техникума) и ожидания абитуриентов (школьников) и их родителей, то число желающих обучаться на подготовительном отделении выросло до 1200 человек в год. Этой инновацией обеспечивается ежегодный конкурсный прием. Число же всего желающих поступить доходит до 1,5 – 2 тысяч человек, и только 300 человек из них без обучения на подготовительном отделении.
Пример 3. Возмещение материального ущерба виновными в его нанесении нужно считать мерой абсолютно необходимой. Подтверждением этому положению служит состояние туалетов в зданиях учебного заведения. Тогда, в 1995 году, первое, что сильно испортило впечатление при осмотре здания – ужасное состояние туалетов, при этом наиболее удручающее ощущение оставили черные следы сгоревших спичек на потолках и стенах. После ремонта было доведено до сознания каждого студента, что впредь каждый замеченный в порче имущества будет нести материальную ответственность. За прошедшие десять лет только один нерадивый студент был замечен в копчении спичками стен, но он сразу же устранил весь нанесенный вред. Здесь же следует отметить, что в градостроительном колледже разработана и реализуется в настоящее время программа по созданию благоприятных условий для обучения, по которой и согласно федеральному закону запрещено курение в помещениях.
Во всех этих примерах есть одно общее связующее начало, есть один великий принцип, на котором только и могут выстраиваться нормальные продуктивные взаимоотношения, создаваться дееспособный коллектив – принцип личной ответственности за свои помыслы и дела. Он – основа жизнедеятельности семьи, команды единомышленников, большого коллектива и так далее, и особенно важен в деятельности учебного заведения, в работе со студентами.
Исходя из этого основополагающего постулата принята следующая иерархия ценностей в организации жизнедеятельности многотысячного коллектива Ярославского градостроительного колледжа:
– все строится на принципе личной ответственности за свои дела;
– чтобы чего-то хотеть, нужно быть физически и психически здоровым;
– имея, развивая и поддерживая здоровье – развивай свой интеллектуальный потенциал;
– по интеллекту замахивайся на уровень и направление подготовки к профессиональной деятельности;
– учись умению жить среди людей, не создавая окружающим ненужных проблем;
– учись строить свою личную жизнь, создавать свою семью, продлевать род свой;
– уважай без каких-либо оговорок своих родителей, свою семью, родной дом и город, в котором живешь, малую и большую родину.
Если возвращаться к такому затертому слову, как воспитание, то его смысл заключается в формировании такой личности, которая гармонично влилась бы в общество.
А теперь более подробно, как реализовать такую систему принципов. Согласно главенствующей позиции о необходимости физического здоровья для успешной дальнейшей жизни, для будущих и настоящих студентов в колледже созданы достойные бытовые условия: хорошее четырехуровневое питание, медицинский пункт, работающий в две смены, спортивно-оздоровительный комплекс с сауной, тремя тренажерными залами, двумя спортзалами, солярием, массажным и стоматологическим кабинетами.
По второму принципу – о развитии интеллектуальных возможностей. Высокий уровень информационной подготовки является одним из плюсов обучения в стенах учебного заведения. В современных условиях студенты должны не только пассивно получать знания, умения и навыки, но и обучаться приемам и методам активного поиска, анализа и синтеза информации, учиться гибко реагировать на меняющиеся условия жизни и профессиональной деятельности.
Учиться жить среди людей, не создавая для других ненужных проблем, – это и участие обучаемых в работе совета колледжа, советов отделений и стипендиальной комиссии. Студенты – активные участники «круглых столов», на которых рассматриваются насущные вопросы жизнеобеспечения и учебного процесса. Если у кого-то не хватает смелости открыто заявить о замеченных, по его мнению, недостатках, то в ЯГМК есть так называемый «ящик Пандоры», в который могут бросить жалобу как преподаватели, так и студенты. При этом рассматриваются все материалы, в том числе и анонимные. По итогам таких записок в прошлые годы двум недобросовестным преподавателям было предложено сменить место работы.
Следующим шагом будет подготовка к самостоятельной жизни, к тому, чтобы обеспечить не только себя, но и свою семью в будущем всем необходимым. Действующая в градостроительном колледже система теоретической и практической подготовки дает возможность каждому студенту приобрести кроме основной специальности еще не менее двух рабочих профессий с выдачей соответствующих удостоверений и свидетельств. При этом первая профессия направлена на обеспечение профессионального владения компьютером, а вторая – по профилю специальности. Если есть желание и способности, студенту можно получить, уже руководствуясь собственным выбором, третью и четвертую профессию.
По интеллекту замахивайся на уровень и направление подготовки к профессиональной жизни – это означает, что по всем специальностям достойные выпускники Ярославского градостроительного колледжа могут продолжить обучение и получить высшее образование в университетах и академиях Ярославля и Иванова. Коллектив ЯГМК заключил договоры с этими вузами о непрерывной подготовке выпускников в сокращенные сроки.
В заключение необходимо сказать, что воспитание – сложный, многоплановый и многоуровневый процесс. Положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия самих ребят, семьи и преподавателей, коллектива колледжа и органов управления образованием, а также других организаций и ведомств. Лишь полное взаимодействие и взаимопонимание всех заинтересованных сторон обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества, укрепления и совершенствования правового государства.
//Николай ГОЛУБЬ, директор Ярославского градостроительного колледжа.