Сейчас он уже не припомнит причину, по которой из 8-го класса ярославской 81-й школы ушел в автомеханический техникум. Может быть, потому, что в АМТ был хорошо поставлен спорт, а Николай любил бегать на лыжах, но особенно тяготел к морскому многоборью. Эта тяга впоследствии радикально повлияла на смену курса в его биографии.
– Не выиграй я первенства области по морскому многоборью в 1972 году, возможно, пограничником и не стал бы. Я уже подал документы в академию имени Жуковского, но тут подоспели соревнования на первенство зоны России в Калининграде. Туда и поехал, заняли первое место. Замаячило первенство России. Академия отошла на задний план. Первенство России мы проиграли. Ушли и сроки поступления в Жуковку.
Дома ждал отец с армейским ремнем (служил в ПВО), недоволен был и военком, у которого горел план по направлению в училище.
До призыва на срочную поработал Николай на ЯМЗ. Осенью 1972 года был призван в погранвойска. Полтора месяца оттрубил в учебке в Клайпеде, где готовили спецов для границы – дизелистов, прожектористов... Атлетичного, со средним техническим образованием ярославца сразу приметили. Светила ему школа сержантского состава. Но сложилось иначе. Балтийскую косу он уже вдоль и поперек успел исходить за короткое время, а тут приехали на практику курсанты из пограничного училища. Словом, соблазнили парня.
Вскоре Николай стал курсантом высшего Алма-Атинского пограничного Краснознаменного командного военного училища КГБ СССР. Четыре года быстро пролетели. Но с пользой. В один из отпусков многоборец даже успел жениться. Закончив училище с отличием, подался в горы...
Причем прихватил с собой на кавказский «курорт» и молодую жену. В его подчинении на заставе оказались 64 «курортника» в погранформе и участок в 12 километров охраняемой границы с Турцией на высоте 2,5 километра над уровнем моря.
О первом своем месте службы на заставе в Ахалцихском районе Грузии Николай вспоминает с большой теплотой. Здесь он прослужил три года.
– Со мной были жена и трехгодовалый сын Максим, всеобщий любимчик. Летом у нас еще какая-никакая, а дорога была, и мы ею пользовались. Зимой же сложнее. В поселок Сульда, который на полтора километра пониже нас, спускались на лыжах. Туда – 30 минут. Обратно поднимались часа два-три. Снегу порой наносило по фарфоровые чашечки на столбах.
С местным населением контакт был налажен полный. Люди из соседнего села, даже из райцентра Ахалцихе, что в 90 километрах, были частыми гостями на заставе. У кого-то сын, брат или племянник здесь служил, а то и просто люди шли к пограничникам с подарками, «за жизнь поговорить». Пограничники спускались с ответными визитами – то на свадьбу к кому из местных, то в гости к знакомым.
Позже Николай Каменев скатился с горы... вверх по служебной лестнице – возглавил заставу в школе сержантского состава в райцентре Ахалцихе, где мирно прослужил еще семь лет.
А вот период службы в Нахичеванском погранотряде был, пожалуй, самым тревожным во всей военной биографии Каменева.
– В конце восьмидесятых нарисовались вдруг неведомые ранее бородатые мужики с оружием. Стрелять особо не стреляли, но угрозы сыпались как из рога изобилия. Пришлось столкнуться с открытой агрессией, стихией толпы. Начались массовые переходы границы как со стороны Ирана к нам, так и с азербайджанской – туда. Ходили к родственникам, за товаром, просто за компанию...
Приходилось пограничникам вести нескончаемые переговоры, беседы с праздношатающимся вдоль границы населением. В ходе конфликта между Азербайджаном и Арменией азербайджанцы то и дело перекрывали дорогу, блокируя поступление из России горючего, продовольствия. Пограничники вмешивались, круглосуточно разруливая ситуацию.
Чуть позже в Батуми Каменев возглавлял учебный центр. В общей сложности он «загорал» на Кавказе 17 лет.
В Ярославль Николай вернулся с семьей в 1993 году. Занимался оперативно-боевой и спортивной подготовкой личного состава. Двое его взрослых сыновей живут здесь же, тяготеют к коммерции. Супруга Каменева, Людмила Васильевна, в свое время окончившая пединститут, повышает квалификацию... в управлении ФСБ. В 1998 году Николай Николаевич вышел на пенсию. Но, как известно, «бывших чекистов» не бывает. Нынче он возглавляет охранную структуру, является заместителем председателя совета ветеранов при Ярославском УФСБ. Не случайно Николай Каменев попросил в День пограничника поздравить через нашу газету всех ветеранов пограничной службы. Что мы с большим удовольствием и делаем.