Несмотря на заявленное «возрастное ограничение», на ярмарку пришли не только студенты, но и школьники, и даже те, у кого за плечами не один год трудовых свершений.
Школяры искали хоть какую-нибудь подработку на время летних каникул. Но их ждали разве что вакансии курьеров и промоутеров – людей, стоящих возле лотков или внутри супермаркетов и зазывающих зевак купить то, что им порой и даром не нужно, чтобы получить в подарок еще более ненужную вещь. Заработок у таких говорунов – до 40 рублей в час, рабочий день длится от 2 до 6 часов. Рекламные агент-ства и различные компании на подобных ярмарках набирают целую базу потенциальных сотрудников и приглашают их потом на свои промо-акции. Но заработать так можно только на карманные расходы.
Люди, давно забывшие, как выглядят школьные парты, стремились найти на ярмарке что-то более денежное по сравнению со своей нынешней работой. На зарплату 15 тысяч и выше могли рассчитывать, например, инженеры, которых не выпускает Ярославский техуниверситет. Так, одному из наших ОАО требуются инженеры – теплоэнергетики и электромеханики. За специалистами подобного профиля едут даже в Иваново, пригласив работать, оплачивают им жилье и платят приличные деньги по меркам ивановцев.
Обещали золотые горы и большин-ство компаний, ищущих менеджеров по продажам или по рекламе (что на практике примерено одно и то же). «Если будете хорошо работать, 15 – 20 тысяч в месяц гарантировано». Но клюют на такие обещания лишь новички. Все, кто ранее сталкивался с такого рода деятельностью, на своем опыте убедились, что 4 – 5 тысяч – потолок для менеджера. Причем в течение очень длительного времени.
Одному гостиничному комплексу в числе прочих нужен... капитан. Не дальнего плавания, а всего лишь экскурсионного катера. Зарплата – понятное дело, коммерческая тайна. Нужно заполнить анкету, пройти отбор, и на собеседовании руководство сообщит о зарплате. Обещают, что она будет «достойной». Такая же процедура ждет и желающего стать в этой гостинице арт-менеджером, что в переводе на русский означает – массовиком-затейником.
Что же касается студентов, ради которых, собственно, и была затеяна ярмарка, их ждут главным образом в летних лагерях лингвистического профиля (знание иностранного обязательно, заработок 3,5 – 4 тысячи), а также предлагают работать барменами, официантами или продавцами в летних кафешках. Зарплата от трех с половиной тысяч. Ребята, понравившиеся руководству, по окончании учебных заведений смогут стать постоянными сотрудниками некоторых баров-ресторанов, и их зарплата немного увеличится.
Очень востребованы, судя по вакансиям, преподаватели иностранных языков и переводчики. Их ждут не на летнее время, а на постоянную работу. Требуется и огромное количество менеджеров. Хотя, казалось бы, их у нас пруд пруди.
Но вчерашние выпускники находят работу с трудом. Главная проблема – отсутствие опыта. Как сказала мне сотрудница отдела кадров одной из рекламных студий, процесс обучения в наших вузах совершенно не адаптирован к условиям современного рынка. У многих студентов не было даже нормальной практики, поскольку чаще всего они сами искали место ее прохождения. В результате корочки у выпускника есть, а конкретных знаний и умений нет. Приходится его сначала учить, а то и переучивать, а потом уж брать на работу.
Потому-то многие работодатели предпочитают нанимать студентов... второго-третьего курсов. «Из них к пятому курсу мы вырастим для себя хороших специалистов», – пояснила мне присутствовавшая на мероприятии представитель компании «Тензор».
Выпускники могли найти на ярмарке и работу, которая обеспечит им вполне законный откос от армии. У представителя Кировского РУВД, которому очень нужны офицеры с высшим техническим образованием, этот аргумент был главным.