Меня, девчонку в 16 лет (7 классов образования), назначили секретарем сельсовета, посадили за стол работать с документами. Для меня это было целое государство! Я отправляла на фронт молодых 17-летних мальчишек.
Наш председатель сельсовета был совершенно неграмотный, но горластый, умел дела вести. Всякие налоги собирали с населения. Работали и по ночам. Хоронили умерших от голода, ходили по домам с медсестрой с Украины – Ксенией (мы нашли друг друга после войны в 1965 году и еще 30 лет дружили). По вечерам весь актив сельсовета ходил в конюшню – лошадей подвязывать, а то утром они могли не встать от голода. По ночам в поле мы вязали снопы. Еще успевали и танцевать на посиделках.
Вот так и жили. Боролись за победу. Голодные, полураздетые, и нам не было страшно ни днем, ни ночью (как в теперешней жизни). После войны в 1946-м встретила молодого фронтовика, получившего боевое крещение под Курской дугой – Нигматзана Ахмедиева, через три дня знакомства поженились, приехали в Ярославль и... прожили здесь всю жизнь (58 лет!) вместе. У нас трое детей, шесть внуков, два правнука. И я сейчас боюсь за них, за их судьбу.
Молю Бога о том, чтобы дал им разум, здоровье, была бы достойная работа, чтобы на жизнь могли себе заработать, чтобы у них на столе была еда, а над головой – крыша. Нам уже много не нужно – мы прожили свою жизнь достойно.
//Рашида Абдуловна АХМЕДИЕВА.