– Когда-то в кругу журналистов-фронтовиков, – вспоминала член совета ветеранов редакции Изида Васильевна Алякритская, – наш Александр Иванович шутил, что он среди них самый юный участник войны. Сейчас, к сожалению, единственный из пишущих.
Он и в самом деле очень молодым, в 17 лет, ушел в 1943 году на войну с Сильницкого гравийного карьера, где трудился машинистом локомотива. «Карьериста» (как любил шутить Макаров) почему-то определили сначала в снайперы, но потом все-таки ближе к гражданской специальности – в учебный танковый полк.
День Победы танкист встретил в Москве на Красной площади.
– Увидев нас в военной форме, хотя мы и пороха понюхать не успели, – вспоминает Александр Иванович, – на руки подхватили, стали качать. А настоящая война для нас началась позднее, на Дальнем Востоке, с полуторамиллионной квантунской армией.
Танкосамоходный полк, в составе которого служил Макаров, выгрузился в приманьчжурских сопках и в начале августа пошел в наступление. По обочинам дорог танкисты видели много наших убитых солдат. Их отцы-командиры бросали в атаку без артподготовки. Более тысячи километров по горным дорогам прошел танк Александра Ивановича. И в 18 лет молодой сержант был удостоен ордена Красной Звезды. Служил до 1950 года. Вернувшись, работал в петровской районной газете сотрудником, потом редактором, там же закончил десятилетку, поступил учиться заочно в МГУ. На снимке Макаров в форме младшего лейтенанта. Офицерское звание получил уже по окончании вуза вместе с дипломом журналиста. Правда, и отрабатывать его пришлось. На два года снова призвали в армию. Командовал авторотой на лесоповале под Онегой. Вывозил лес, заготовленный заключенными ГУЛАГа.
Потом снова Петровск. А когда поселок перестал быть райцентром, бойкого газетчика пригласили на работу в «Северный».
Держится наш ветеран молодцом. На вопрос о здоровье отвечает: «Порядок в танковых войсках!».
С Победой Вас, Александр Иванович!