Параллельно с операцией в Туношне шла съемка учебного фильма, который будут потом показывать ярославским детям. Школа в отдаленном районе была выбрана специально, чтобы не пугать
народ.
Местное население о предстоящей суматохе своевременно предупредили. «Боевики» для начала обстреляли пост ГАИ, а затем «захватили» школу. Заслонившись детьми, террористы через окно из здания общались с важными лицами, требовали отпустить своего арестованного товарища и два миллиона долларов, а потом – предоставить вертолет.
Условия милиция выполнила, однако, в лучших традициях жанра, преступники все-таки были задержаны. Как заметили сотрудники УВД и их начальники, репетиция теракта прошла отлично. Остается надеяться, что премьеры никогда не
будет.
Конечно, мнение милиции – не последнее в этом деле, но ведь в центре событий оказались дети.
– Мы организовали учения так, чтобы дети не могли пострадать, – считает Олег Юрьевич Лобанов, начальник психологического отделения УВД области. – Для них это профилактика: как вести себя в определенной психонервирующей ситуации. Отмечу, что дети, как и учителя, не участвовали в активной фазе операции. Они даже оружие видели издалека. Их вывели из школы после переговоров, а непосредственно боевые действия начались после того, как школьников увезли на автобусе. Затем с ними организовали реабилитационную работу, проводили тесты, чтобы развлечь, пока взрослые «играли в войнушку».
А что думают об этой «войнушке» сами дети? Ведь их игровая миссия хоть и была такой простой, в жизни является самой сложной. К участию в «теракте» были допущены 32 учащихся 9 – 10-х классов. Вот что поведали ребята о своих впечатлениях.
– Мне было очень интересно, как это происходит на самом деле, – рассказывает Вова Иванов. – На уроке истории к нам ворвались трое «террористов» и приказали всем не двигаться. Мы, конечно, понимали, что все это игра, некоторые ребята даже улыбались. Однако был момент, очень похожий на реальность, когда заложников выводили из школы. Я сразу вспомнил кадры о бесланской трагедии. Но там, конечно, все было гораздо серьезней. За нами террористы, например, даже не следили – мы могли спокойно сбежать, а бесланские школьники такой возможности не имели.
– Если честно, то для меня ситуация захвата развивалась неожиданно, – говорит Яна Додыченко. – Я почему-то думала, что в окно будут выставлять мальчишек, а «боевики» взяли меня и подружку. Я не знала, что со мной будет, как себя вести, и поэтому слегка растерялась. Психологи учили нас не смотреть преступникам в глаза и не перечить им. И я старалась все делать по правилам. После «захвата» нас тестировали. Мне, например, предложили сочинить сказку. Я придумала – про то, как рыцарь спасает своих друзей-гномов. Вообще мне хотелось понять, что чувствовали бесланские ребята. Теперь понимаю. Уверена, они думали о своих родителях. Даже страшно представить, что было бы со мной, случись теракт по-настоящему. Ведь и на учениях я чувствовала себя не совсем комфортно.
Могут ли взрослые научиться противостоять теракту? Пожалуй, да. Аналитическое мышление, боевая выучка и специальная подготовка –
главное, чем должны обладать спасатели, остальное – дело политики. А вот могут ли дети научиться быть заложниками? Ответ на этот вопрос однозначен – нет. И комментарии здесь излишни.