Ты помнишь, как все начиналось?..
Школа № 33, как известно, математическая, так что без цифровой кутерьмы не обошлось. Математика ведь наука точная. В 1996-м отмечали 75летие, а в этом – школе стукнуло сразу 200. Как такое может быть? Очень просто. В 1921 году гимназия была преобразована в школу. Вот от этой «судьбоносной» даты и вели долгое время отсчет. А на самом деле все началось гораздо раньше.
15 мая 1805 года по высочайшему повелению государя в губернском городе Ярославле в помещении Демидовского высших наук училища открылась мужская гимназия, получившая имя Александра I Благословенного. Затем адрес не раз менялся: дом призрения ближнего, Спасские казармы, здание городской Думы (сегодня корпус медакадемии) и другие. В самом начале ХХ века тогдашний директор Н. Г. Высотский добился строитель-ства специального здания для гимназии, сейчас это главный корпус Демидовского университета. А с 1 сентября 1945 года школу перевели на ул. Собинова, где она по сей день и находится.
Поначалу обучение в гимназии было четырехлетним. А с 1833-го стало семилетним, и в том же году появилась привычная нам пятибалльная система оценок. Первые пятьдесят учеников – мальчики из дворянских семей – изучали, как и во многих гимназиях того времени, Закон Божий, русскую словесность, математику, физику, историю, географию, «латинский язык и римския древности», французский и немецкий языки. Чуть позже по-явились логика и рисование, а в начале ХХ века – гимнастика.
Ярославская гимназия подчинялась Московскому учебному округу, поэтому она всегда являлась объектом внимания монарших особ. Своим присутствием ее почтили императоры Александр I и Николай I, а также разные принцы и великие князья. Побывали здесь и военный министр Аракчеев, и шеф жандармского отделения Бенкендорф. Но никаких особо примечательных фактов, связанных с их приездом, история не сохранила, кроме сведений, подобных этим: «В 1831 году государь император Николай Павлович изволили обозревать классы, библиотеку, физический и минералогический кабинеты и изъявили свое высочайшее удовольствие».
От века к веку
К середине XIX столетия в гимназии обучалось уже более трехсот человек. Выпускников в основном готовили к поступлению в университет. По тогдашним законам подобные учебные заведения были внесословными, но из-за высокой платы за обучение учиться в них могли не все.
Нравы в Ярославской гимназии отличались строгостью. Для усиления контроля за воспитанниками сначала ввели должность надзирателя, а затем – классного наставника. В 1905-м был создан родительский комитет, который «отслеживал репертуар в кинемато-графе» и регулярно докладывал, что можно смотреть гимназистам, а что – нет. Неизве-стно, какие именно фильмы попадали в черный список и как контролировалось посещение. Но каким-то образом за учащимися следили.
Довольно серьезно в XIX веке заведение поддерживали, говоря современным языком, спонсоры. Монаршие особы и частные лица делали пожертвования. Благодаря этому, скажем, сложилась библиотека гимназии, которая стала третьей по значимости в губернии. Коллекция минералов (сегодня она находится в Демидовском университете) – подарок одного из почетных попечителей, сделанный им вместе с город-ским чиновником. Сохранились и забавные записи в анналах истории: «Коллежский асессор Чистяков пожертвовал гимназии телефон».
Дореволюционная история заведения известна лучше последующей. В архивах после революции сохраняли в основном директивы партии и правительства. Поэтому о дальнейшей судьбе гимназии мы знаем немного.
25 апреля 1918 года вышло постановление ярославского губернского исполкома: в честь пролетарской революции все переименовать. Мужская гимназия имени Александра Благословенного стала носить имя Карла Маркса. В 1921 году заведение преобразовано в семилетнюю школу, а в 1932-м – в десятилетнюю.
Мужская школа
В годы Великой Отечественной школа трижды меняла помещение, ее собственное здание было приспособлено под госпиталь. В конце августа 1945-го, когда больных оставалось немного, в пустующих классах в течение десяти дней жили артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые выступали перед ранеными в Волковском театре.
В 1943-м вышло постановление Министерства просвещения РСФСР о раздельном обучении мальчиков и девочек. До 1956 года школа оставалась мужской. Один из выпускников тех лет Лев Александрович Салов (с 1959 года он преподает в школе физику) вспоминает:
– Как мы учились без дев-чонок? Но у нас ведь вечера устраивались совместные с женской школой № 4. Так я познакомился со своей будущей женой, и многие мои одноклассники, кстати, тоже нашли невест на этих вечерах.
Школа дала мне очень много. У нас были мощнейшие учителя, каждый – личность. Ведь надо обладать особым характером, чтобы работать в муж-ской школе. Мальчишки – все безобразники.
Собственные провинности? Конечно, помню. В каждом классе у нас велась так называемая дисциплинарная тетрадь, она была вшита прямо в классный журнал с отметками. В нее заносились все прегрешения класса. Однажды я получил задание: изъять тетрадочку из журнала. Задание было выполнено!
А вот ректор Ярославской госмедакадемии, академик РАМН, почетный гражданин Ярославля Юрий Васильевич Новиков, который тоже закончил мужскую школу, эксперимент по разделению школ на мужские и женские оценивает отрицательно: «С девчонками учиться гораздо лучше, муж-ской коллектив только закрепощает».
Ученики той, мужской, школы стремились к лидерству, в их среде господствовал культ спорта и силы. Среди выпускников тех лет очень много спортсменов. Например, Александр Иванович Тимонькин стал мастером спорта по спортивной гимнастике, заслуженным тренером СССР, он тренировал серебряных медалисток Олимпийских игр Елену Грошеву и Анну Чепелеву.
До сих пор школу отличает эта особенность – в ней всегда больше мальчиков, чем девочек, и прежде всего в «математических» 10-х и 11-х классах. Сегодня, например, 60 процентов учеников – мальчишки.
Пришли иные времена
Школа стала математической в 1970-е, с приходом Павла Иосифовича Дыги. В 1972 году впервые выпускается класс с углубленным изучением математики. С этого времени те, кому математика не близка, уходят из школы после девятого класса.
О 80-х годах рассказывает выпускник школы Николай Ваньков:
– Время учебы запомнилось смотрами строя и песни с речевкой «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только вместе», собраниями пионерской организации имени космонавта Берегового в кинотеатре «Горн» с просмотром кинофильма «Неуловимые мстители». После были прием в комсомол (для выполнения плана меня приняли, даже не дождавшись 14 лет), лагерь труда и отдыха в поселке Татищев Погост с прополкой цикория под девизом «Твой труд вливается в труд твоей республики».
А потом началась перестройка. Мы пытались перенять все новое, что тогда появлялось: свободные диспуты, КВН. Проводили комсомольские собрания, как тогда было модно, со свободным микрофоном, а затем на КВН эти же собрания пародировали. В кабинете у директора школы Павла Иосифовича Дыги собирался клуб политинформаторов. На нем открыто обсуждались сообщения западных «вражеских голосов». На уроке литературы читали стихи Гумилева и стыдили за незнание фильмов Тарковского. Нас учили думать самостоятельно.
* * *
О любви к кино – Аркадий Дмитриевич Котов, бывший ученик, а сегодня преподаватель физкультуры 33-й школы:
– Помню, как-то для объявления карантина не хватало всего двух больных гриппом. Мы с друзьями решили помочь в создании карантинной ситуации и утром вместо того, чтобы идти учиться, отправились в кино. Я сразу говорил: надо выбирать кинотеатр подальше от школы. Но меня не послушали – поплелись в «Арс», который был рядом. И как только мы вышли из кинотеатра, тут же столкнулись с завучем. Конечно, нас привели в школу, в которой, кстати, уже был объявлен карантин – в связи с новыми «заболевшими». Нас пропесочили, родителей к директору вызвали. А самое печальное – наш план не удался: карантин продолжался всего один день. Зато кино посмотрели!
Выпускник мужской школы, будущий ректор медакадемии Юрий Новиков занимался борьбой:
– У меня был первый юношеский разряд. И многие вызывали меня на бой. Но настоящее единоборство с человеком, не владеющим техникой, невозможно. Я всегда отказывался драться, и все же один раз меня втянули в это дело. Как только мой соперник нанес ответный удар – абсолютно неадекватный, я сказал ему: «Ты уже проиграл». Очень быстро повалил его, придавил к полу своим телом. В итоге – ему ничего, а я ребро сломал. Вот такая вышла борьба.