Учителем она хотела стать с самого детства. А английский язык был для нее просто своеобразным хобби. Поэтому о своей работе она говорит: «Это тот счастливый случай, когда хобби дружит с профессией». А вот музыка любимым увлечением Марины не стала, хотя музыкалку – по классу фортепиано – она прошла от первого до последнего звонка. Любовь к Шопену, пожалуй, – единственный отголосок той учебы.
Больше всех на выбор профессии повлиял первый учитель английского – Татьяна Юрьевна Горбунова. «Каждый ее урок очаровывал весь класс, и ни одно занятие не было похоже на предыдущее», – вспоминает Марина. Но тут же отмечает, что не только Татьяна Юрьевна, но и многие другие учителя, а затем и коллеги сыграли важную роль в ее профессиональном росте.
Родилась Марина Лопаткина в Брейтовском районе. Какое-то время семья жила в Ярославле, а затем переехала в Тутаев. После окончания Ярославского педуниверситета Марина пришла работать в любимый лицей, ученицей которого была когда-то сама.
Из своих учеников Марина Павловна старается никого слишком не выделять, но все равно особые отношения у нее складываются с фантазерами, с детьми, которые предлагают неожиданные идеи на уроках. Какие идеи можно предлагать, изучая английский? У Марины Лопаткиной дети работают по методу проектов: получают какое-то задание, которое невозможно выполнить, не фантазируя. Использовать этот метод Марина решила, увидев, как он реализуется в американском лагере.
Чтобы отправиться работать по программе «Вожатые лагерей США», нужно было выиграть конкурс – доказать, что бой- и герлскаутам будет с тобой интересно. В 2001 году Марина такой конкурс выиграла и оказалась в лагере сначала в штате Вайоминг, а затем – Колорадо. Ехать было страшновато, честно признается она. Думала, что трудно будет найти общий язык с американцами. Но это, как выяснилось, не самое сложное.
Лагерь был, говоря по-нашему, со спортивным уклоном. Американцы, заметила Марина, отличаются спортивностью, несмотря на преобладание среди них ну очень упитанных экземпляров. Спортивный уклон заведения предполагал частые походы. Спать всем приходилось под открытым небом в лесу, периной служили ветви деревьев. Поначалу очень удивляло, что тамошние олени людей не боятся, и животных запросто можно было погладить. А еще администрация лагеря предупредила на всякий случай, что в походе запросто можно столкнуться и с медведем. Но, к счастью, свидание с косолапым не состоялось.
Ну а приоритетным видом спорта в этом лагере была... верховая езда. До этого Марина живую лошадь видела только на приличном расстоянии, а тут пришлось стать наездницей. Оказалось, это тоже не так уж страшно. Да и нельзя было бояться – дети ведь не боялись, хотя многие тоже впервые садились на коня.
От своих подопечных Марина узнала много новых американских игр и песен. Так что сближение культур состоялось. Скауты обращались к ней Cinderella, что по-русски значит Золушка. Называть вожатых в течение всей смены не по имени, а используя прозвище (которое он сам себе должен придумать) – местная фишка, из серии «американцы развлекаются». Марина взяла себе такое прозвище, потому что это самая ее любимая сказка. В конце дети угадывают настоящее имя вожатого, но в случае с Мариной им это не удалось. Сегодня многие ребята в письмах обращаются к ней по-прежнему Cinderella и только на конверте указывают подлинное имя.
Среди проектов, которые выполняли отдыхавшие в лагере, был, например, проект «Вспышка». Девочки, которые им занимались, осваивали процесс фотосъемки «от и до»: учились фотографировать, проявлять пленку, потом выпустили газету и сделали фотоальбомы. Видя, как ребят увлекает проект, Марина решила использовать метод и на своих уроках.
– Сегодня дети приходят в школу не за информацией, ее они получают отовсюду, – говорит она. – Гораздо важнее научиться работать с этой информацией, поэтому ребята нуждаются в помощи взрослых. И еще, я думаю, детям важно себя реализовать, и этому их тоже нужно научить.
– А они вас чему-то учат?
– Искренности, открытости.
– А что для вас значит понятие «современный учитель»?
– Я думаю, это человек, готовый меняться, быть все время в поиске, постоянно расти над собой.
Добавим, что сегодня наша героиня прошла в финал областного этапа конкурса «Учитель года». Мы желаем ей победы.