Герой снимка «Сирота» Саша Волков знаком читателям «Северного» по материалу «Загорелся Сашин дом» от 26 октября 2004 года. Пожар случился по вине пьяных родителей. Вместе с жильем малыш потерял папу. У него осталась только мать, однако судьба Саши сложилась так, что назвать его иначе, как сиротой, нельзя. Несмотря на то, что ему было четыре года, мальчик совершенно не умел говорить: родители не заботились о его развитии и воспитании. Часто Саша был предоставлен сам себе, голодного и холодного, его подкармливали и одевали соседи. Снимок сделан в тот момент, когда дворняга, по-дружески схрумкав у доверчивого Сашки «чупа-чупс», благодарила малыша за угощение. Мать же в это время рассказывала журналисту, как она любит свое чадо и как собирается начать новую жизнь.
Обещание женщина так и не выполнила: как поговаривают на селе, продолжает выпивать, на постоянную работу не устроилась. Саша попал в детский дом в селе Толбухине Ярославского района, теперь он живет в тепле и уюте, о нем заботятся. С помощью психологов и логопедов малыш начал догонять своих сверстников – научился говорить, правда, пока на только ему одному понятном языке. А в Интернете между тем люди со всего мира растроганно любуются на его чумазую мордашку в съехавшей набок шапке.
Такие вот перипетии судьбы. Впрочем, работа фотокорреспондента как раз и заключается в том, чтобы «ловить» значительные моменты. Сам же Вячеслав Тимофеевич признается, что больше всего ему нравится фотографировать природу. На днях, например, снял бабочку на снегу. Настоящую, живую, невесть откуда взявшуюся, но не успевшую упорхнуть от объектива внимательного художника. Это увлечение – природой – осталось со времен юности, когда будущий фотокорреспондент орудовал «Сменой», подаренной отцом. Мечталось, конечно, о «Зените», таком же, как у соседских мальчишек, которым 13-летний Слава по этому поводу завидовал, но и «Смена» для творческого самовыражения очень даже годилась. Этим юный фотограф и занимался, блуждая по полям и лесам.
В газету Юрасов пришел не сразу. Сначала работал по специальности – психологом. Но когда в середине 90-х это занятие перестало быть доходным, решил превратить хобби в профессию: и по душе, и деньги платят. В конце концов, опыт вне трудовой книжки был приличный: в четвертом классе Слава был редактором классной стенгазеты, потом дорос до школьной. Редактировал и факультетскую газету, и ротную в армии под названием «Стрелок». После двух лет работы в ярославской газете «Губернские вести», в 1997 году Вячеслав Тимофеевич поступил в «Северный край». Тут и сложилось его профессиональное кредо, или, как говорят на Западе, кодекс чести.
– В западных СМИ журналисту запрещается вмешиваться в события, свидетелем которых он становится: если что-то происходит, так тому и быть, и его задача – запечатлеть этот момент, то есть жизнь как она есть. Меня в журналистике больше привлекает репортерская деятельность – быть в гуще событий, фотографировать их, а не искусственно создавать сюжет, мол, «встаньте вон там, улыбнитесь в объектив, помашите ручкой». Я по натуре созерцатель и не люблю выступать в роли режиссера. Хотя приходится делать и это – работа такая.
Как бы то ни было, постановочные снимки удаются нашему фотокору не хуже репортажных. Все-таки Вячеслав Тимофеевич психолог и не просто создает картинку, а чувствует любую ситуацию изнутри.
На счету фотографа не одна победа в различных конкурсах, но последний, конечно, самый престижный. Поздравляем Вячеслава Юрасова с «золотом»! А себя – с тем, что он есть у нас.