Напомним, в чем было дело. Около четверти учеников Вятской школы живут в окрестных селах и деревнях – в 5 – 6 километрах от села. Многие из этих детей вынуждены добираться на учебу пешком, поскольку автобус в рамках программы «Школьный автобус» школе не был выделен: отдел образования администрации Некрасовского МО просто не подавал заявку в областной департамент образования на приобретение столь необходимого школе транспортного средства.
В конце сентября прошлого года из-за нерентабельности был отменен один из местных автобусных рейсов. Детям, которые на нем добирались до Вятского, оставалось только ходить в храм науки пешком. Директор школы Людмила Николаевна Дмитриева и родители обращались за помощью к главе округа Александру Чудайкину, к заведующей местным отделом образования Наталье Охлопковой, но никто не спешил решать проблему. Несколько дней ребят отправляли домой на попутках. Не выдержав, Людмила Николаевна по-слала телеграмму губернатору.
Живущая в Коромыслове Любовь Раздвигалова специально устроилась в школу гардеробщицей, чтобы провожать на учебу двух своих детей – первоклашек-погодок, отпускать их одних шагать вдоль автотрасс, а то и прямо по ним страшно. Зимой по сугробам ребята топали до школы часа полтора-два. В марте из-за этих походов по морозцу дети настолько часто болели, что за весь месяц учились всего пять дней! А ведь это первый год их учебы в школе. Какое образование получат они в итоге, если базовое может оказаться неполноценным?
Другие ребята, живущие в Коромыслове (всего в Вятской школе таких восемь), посещали школу зимой и в начале весны ненамного чаще. Болели. Хотя, конечно, никакой медик не выдаст заключение, что одолевшая детей простуда – результат «пеших прогулок», но ведь это и так очевидно.
Многие (в основном городские жители), обсуждая эту проблему, говорят: в сельской местности испокон веков люди ходят пешком. Да уж, ходят. Но первые поколения сельских жителей, которых стали приобщать к благам цивилизации, часто заканчивали по три-четыре класса школы. И программы, по которым учились каких-нибудь 50 лет назад, были намного проще нынешних. Пропустив несколько дней из-за болезни, школьник вполне мог «догнать» своих одноклассников. Да и ритм жизни сегодня стал совершенно другим. Будет ли ребенок конкурентоспособен завтра, если сегодня, вместо того чтобы лишнюю книжку прочитать, он по три часа в день тратит на дорогу в школу и домой?
Сейчас часть детей подвозит автобус, принадлежащий школе имени Карла Маркса в поселке Красный Профинтерн, причем обратный рейс для Вятской школы не предусмотрен, и вечером дети добираются домой как получится. И еще директор Григорьевского интерната разрешает подвозить ребят на автобусе, предназначенном вообще-то для доставки рабочих.
А на директора Вятской школы вдруг посыпались жалобы в областной департамент образования. С большинством из «нарушений», о которых «сообщали граждане», можно было бы запросто разобраться, что называется, на месте, но поскольку департамент обязан отвечать на жалобы, в школе началась комплексная проверка. Иногда изучение документации превращается в форменный допрос директора. После очередной «беседы» с чиновниками, длившейся более четырех часов, у Людмилы Николаевны случился гипертонический криз.
Родительский комитет школы, возмутившись происходящим, обратился в областной департамент образования с просьбой прекратить бесконечные проверки. Заместитель директора департамента Михаил Груздев в ближайшее время собирается приехать в Вятское и помочь разрешить конфликт. Кроме того, Михаил Вадимович заверил: несмотря на то, что программа «Школьный автобус» на ближайшее время давно утверждена, дополнительные деньги из областного бюджета на покупку еще одного автобуса все-таки постараются найти. Ведь от администрации Некрасовского МО наконец-то получена заявка на приобретение школьного автобуса, это случилось аккурат после того, как о ситуации в Вят-ской школе рассказали СМИ.
Но смогут ли ребята воспользоваться выделенным автобусом, если вообще когда-нибудь его дождутся? К дорогам, по которым перевозят детей, предъявляются особые требования. И если транспортная инспекция выносит вердикт, что трасса непригодна для перевозки, то департамент образования ничем помочь не может. Дорогу должны отремонтировать местные чиновники.
Руководство Некрасовского округа уже выдало решение на основании заключения мест-ной ГИБДД: дорога, ведущая к Вятской школе, для движения школьного автобуса непригодна. А в местном бюджете денег на ее ремонт и строительство разворотных площадок, понятное дело, нет. И для чего же тогда, спрашивается, школе автобус? Или чиновники надеются, что школа в ближайшее время его не получит?
Родители, не уповая на помощь местной власти, обратились в областную прокуратуру с жалобой на невыполнение 50-й статьи федерального закона «Об образовании». Пункт 6-й этой статьи обязывал учредителя образовательного учреждения (в данном случае администрация МО) обеспечивать учащихся «...льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи». Значит, зная об отмене рейсового автобуса, администрация округа должна была предусмотреть другие способы доставки детей в школу. Так думали родители.
Но пресловутый 122-й закон внес изменения в закон об образовании. Теперь у 6-го пункта совсем другая формулировка: «...учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки». Какие это «иные меры под-держки» – зависит только от воли чиновников.
Сейчас жалоба родителей передана из областной в районную прокуратуру. Срок ее рассмотрения – месяц, ждать решения придется почти до конца апреля. Пока проблемы остаются. Повлечет ли выделение автобуса Вятской школе ремонт дорог и строитель-ство разворотной площадки в селе? Если нет, решится ли проблема доставки детей каким-то другим способом? И займутся ли наконец чиновники своими главными обязанностями – помогать людям?