Дети здесь не при чем
– Родители жалуются – дети отказываются читать...
– Глупости. Дети читают, другое дело – что, как и когда. Совсем маленькие дети «читают» до тех пор, пока им вслух читают родители. Именно они и стимулируют самостоятельный интерес к чтению у ребенка. А проблема нечитающих детей есть следствие того, что не читают и их родители. Так что первопричину зла ищите в себе. Грустно, но факт.
Что касается детей школьного возраста, то они, как показывают исследования, с радостью бы читали, если бы им предлагали то, что им действительно интересно. Сегодняшняя школьная программа составлена из первоклассной литературы, но, увы, в ней почти отсутствуют произведения, задевающие современного ребенка за живое. Девочки-тинейджеры с большим удовольствием будут читать одноразовые, как салфетки, романы про «первую любоффф!» из специализированной девчачьей серии (пусть любовный романчик и написан задней левой ногой, но он отражает их подростковые страсти и метания), чем углубятся в изучение «Капитанской дочки», где, по сути, представлена та же тема, но в иных исторических декорациях, в других реалиях.
– В нежелании школьников приобщаться к чтению классической литературы опять же есть доля вины родителей, – говорит Михаил Нянковский. – Несколько лет назад на собрании родителей учеников, которым предстояло учиться в 10-м классе, выдали список литературы, рекомендованной к чтению. Ничего нового – мы в свое время то же самое читали. И вдруг одна мамаша мне и говорит: «Но, Михаил Александрович, «Война и мир» – это ведь очень большая книга?» «Да, – отвечаю, – большая. Ну и что?» «Как что? – недоумевает женщина, – и ее надо всю прочитать?! А, может, достаточно просто знать краткое содержание романа? Знаете, сейчас есть такие сборники, где вся «Война и мир» на нескольких страничках помещается...». Это, заметьте, позиция родителей.
Автора! Автора!
Другая серьезная проблема – это отсутствие программы поддержки детского и юношеского чтения на государственном уровне. Сейчас в стране есть много хороших детских писателей, но их никто не знает, потому что их никто не печатает. Поясню. Издатели – не самоубийцы, они не будут печатать никому неизвестного автора, какую бы замечательную книжку он ни написал, по одной простой причине – ее никто не купит.
– В результате мы кормим детей одним и тем же, – сетует Михаил Александрович. – Михалков, Барто, Маршак, Чуковский. А ведь есть гораздо более интересные, остроумные, актуальные авторы – Михаил Яснов, Виктор Лунин, Марина Бородицкая, например. Наше издательство выпустило книжки этих авторов, но их имена никому ни о чем не говорят. Зато когда мне потребовалось составить сборник Михалкова, я элементарно не смог набрать стихотворений! Сплошь назидательная поэзия, которая сегодня никому не нужна.
Но есть в современной дет-ской литературе зло куда опаснее «долгоиграющих» книжек – подделки под зарубежные бестселлеры. Плагиат страшен именно своей кажущейся невинностью. То, что делает, например, Дмитрий Емец. Его проза талантлива и остроумна, но, увы, неоригинальна. Потому что есть первоисточник – Гарри Поттер.
– Но неужели ничего нель-зя сделать для популяризации неизвестных авторов хотя бы в масштабах одного города?
– Можно, и мы делаем это по мере сил. Например, мы приглашаем на встречу с читателями самих авторов. Эти мероприятия очень востребованы, и спрос на книги после встречи с «живым» писателем очень возрастает. Из гипотетически возможных шагов – популяризация новинок дет-ской литературы на местном телевидении. Пусть это будут десять минут в неделю, но и они смогут сделать очень многое.
В лидерах – разочарование
А, кстати, хотите знать, что сегодня читают подростки? Специально для обсуждения на «круглом столе» проблем детского чтения, который прошел в Центре русского языка в Москве, ярославских учеников 11-х классов попросили заполнить соответствующие анкеты. Из них стало ясно, что старшеклассники предпочитают прозу Пелевина, Мураками, Фаулза, Француазы Саган, Коэлья, Людмилы Улицкой, Ерофеева. Это – в лучшем случае. Лидируют же Чак Паланик (автор «Бойцовского клуба») и Уэлш. О чем пишет последний автор, можно судить по названиям романов «Экстези», «Дерьмо»... Это талантливая проза, по мнению специалистов, но это литература разочарований, разрушений. Согласитесь, что в этом месте реальные интересы школьников и то, что им может предложить школьная программа, существенно расходятся.
Если же говорить об интересующей тематике, то самое актуальное – наркотики. Это не говорит о том, что все наши дети поголовно наркоманы, вовсе нет. Их интерес лежит совсем в иной плоскости – жить здесь и сейчас или уйти в виртуальное пространство. Согласитесь, редкий родитель способен проконтролировать подобное чтение и, главное, предложить ему достойную альтернативу.
В анкете был и такой вопрос: каким должно быть литературное произведение для современного подростка? Ответы лежали в области психологии и философии. «Заставляющее думать, разбираться в современном мире... Написана легким языком, но с глубоким смыслом, готовящим к взрослой жизни.» «Герои должны попадать в сложные жизненные ситуации, не связанные с дружбой или любовью – что-нибудь реально серьезное». Приветствуется проза, «отражающая проблемы наркотиков, СПИДа». Одобряются нестандартные сюжеты, реально отражающие жизнь – «без соплей-слюней и принцев-сирот на белых конях, без морализаторства типа «вот я-то в твои годы...».
Вот еще цитата из анкеты: «...Если говорить о настоящей литературе, то стоит прочесть «Бойцовский клуб» Чака Паланика. В ней говорится о силе разрушения... Мы – нежеланные дети Бога. Я сожгу Лувр, пусть Бог будет меня ненавидеть, но он узнает о моем существовании...»
...Вот такие мысли бродят в головах наших детей. Активно читающих, замечу. А вообще-то – сегодня праздник, книжкины именины. Стоит ли воспринимать жизнь в столь мрачном свете? Авторы пишут, издатели публикуют, читатели читают... Не все еще потеряно.