Воскресенский собор в поселке Некрасовское строился в 1700 – 1717 годах на деньги прихожан. В его интерьерах – росписи Тимофея Медведева. В тридцатые годы прошлого века храм закрыли и переоборудовали под клуб. Фрески замазали, стены пробили, наводя второй этаж.
В клубе показывали кино. Эти сеансы хорошо помнит Владимир Иванович Юдин, учитель физкультуры в Некрасовской средней школе. Он родился в доме по соседству, который принадлежал раньше настоятелю собора священнику Касторскому. (Сын его – певец Касторский – был артистом Мариинского театра в Петербурге). Владимир Иванович видел, как водили в клуб пленных немцев, которые содержались в Николо-Бабаевском монастыре, приспособленном под колонию. Они смотрели фильмы про победу в Великой Отечественной войне и мимоходом пугали мальчишек, корча им рожи. Потом для клуба выстроили типовое здание. В храме заколотили окна, двери – так и стоял он лет тридцать. Предприимчивые поселяне уносили оттуда все, что удавалось: дос-ки, кирпичи, кафель с печей...
Некрасовский благочинный отец Михаил, настоятель церкви Утоли моя печали, совершая крестный ход по поселку, всегда останавливался возле собора, и верующие молились. Мысль о восстановлении храма возникла у них давно. Однако к решительным действиям они приступили только прошлой осенью. Созвали собрание общины, пришли 27 человек. Избрали председателя, казначея, поставили в церкви Утоли моя печали кружку для пожертвований и начали вывозить из собора мусор. В основном работали мужчины – учителя средней школы, им помогали дети. Местные деловые люди привозили материалы: Иван Викторович Дворный, руководитель «Агропромтехснаба», – тес, зашить дверные проемы, Александр Аполлонович Барбакадзе, главный врач больницы «Большие Соли», – пленку, окна затянуть. Содействовали частные предприниматели Леонид Андреевич Мурзин из Нек-расовского и Елена Алексеевна Аксенова из строительной фирмы в Ярославле. Житель поселка Николай Савельев вызвался сделать рамы. Между тем в храме, когда была разобрана клубная раздевалка, на стенах обнаружились изображения ярославских князей...
Прихожане обратились к районным властям – нужно законсервировать крышу, но никто не откликнулся. Только глава поселковой администрации Владимир Александрович Лосев обещал прислать людей привести в порядок сквер у храма. Зато после публикации в районной газете событиями в соборе заинтересовались люди из комитета по охране памятников истории и культуры. Это удивляет некрасовцев: а где они были раньше? Или же охрана заключается в том, чтобы памятник разрушался без постороннего вмешательства?
Глядя на собор, неверующий человек только рукой махнет: реставрация, которая там нужна, кажется невозможной. Но прихожане надеются на Божью помощь. В кружку за два месяца им положили четыре тысячи рублей. В начале года Владимир Иванович Юдин написал в Мариинский театр, где пел сын священника Касторского: вдруг оттуда посодействуют? Ответа пока не получил. Но если кто хочет помочь, может обращаться к нему или к отцу Михаилу Бучину, настоятелю церкви Утоли моя печали в поселке Некрасовское.
Отцу Сергию от Патриарха
Протоиерей Сергей Николаевич Вишневский, настоятель Воскресенского храма в селе Флоровском, что в Большесельском районе, по приглашению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия участвовал в конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она состоялась в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Там собралось около двухсот человек. В числе десяти священников, участвовавших в войне, отец Сергий получил из рук Святейшего грамоту в память Победы. Старше о. Сергия на конференции были двое: отец Василий из Петербурга и протопресвитер Матфей, настоятель Богоявленского Патриаршего собора.
После награждения собравшиеся слушали доклады священнослужителей, ученых, военных о вкладе Православной церкви в Победу. Говорили, что до войны Церковь на территории СССР уничтожалась властями. Но в 1943 году начались перемены. Сталин вызвал к себе митрополитов Московского Сергия, Ленин-градского Алексия, Киевского Николая. С ними заговорил о восстановлении храмов и духовных школ. Священников стали возвращать из тюрем и ссылок. Прекратились преследования верующих. Да и фашисты на оккупированной территории не препят-ствовали посещению церквей, используя их для антисовет-ской пропаганды.
В 1944 году в Ново-Девичьем монастыре в Москве открылась духовная семинария. Туда подал документы Сергей Николаевич Вишневский, которому было тогда 19 лет. Сначала отказали – не было общежития для иногородних, но предложили поступать на будущий год. К тому времени Сергей Николаевич уже послужил в армии. В 1941 году он поступил в ремесленное училище на автозавод имени Молотова в Горьком. Там его застала война. В 1943 году мобилизовали, хотя был непригоден: рост меньше 150 сантиметров, вес 36 килограммов. Отправили в запасной полк в Киров-скую область, потом в Челябинскую. Там он заболел и попал в батальон для выздоравливающих. Отослали на поправку домой, в Ярослав-скую область, в поселок Шестихино, и больше не призывали.
В тот отпуск Сергей Николаевич много времени проводил в храме святых мучеников Флора и Лавра, где настоятелем был его дедушка, протоиерей Николай Иванович Добронравов, – в селе Флоровском. Он ходил туда из Шестихина пешком 35 километров. Там научился азам церковной службы. А после всего, что повидал во время войны, его вера окрепла. И когда дедушка сказал, что открылась духовная школа, Сергей Николаевич не сомневался, что должен в нее поступить. Потом он закончил академию в Троице-Сергиевой лавре. Прослужил в храмах Москвы 38 лет. Награжден шестью церковными орденами и медалью «За победу над Германией».
Пятнадцать лет назад отец Сергий приехал из Москвы во Флоровское посетить дедушкин храм. Увидел запустение – остался восстанавливать церковь и служить в ней. На днях, к празднику Благовещенья Пресвятой Богородицы, он вернется туда из Москвы.
//По сообщениям наших корреспондентов.