Началось с того, что МУП «Ярославльводоканал» (заказчик) заключил договор с ООО «МПМК-17» (исполнитель) о выполнении работ по очистке принадлежащих ему иловых карт, расположенных у деревни Малышево в Ярославском МО. При этом исполнитель взял на себя ответственность за соблюдение правовых актов об охране окружающей среды, безопасности проведения работ, пожарной безопасности. А заказчик оставил за собой право контроля за ходом работ.
Увы, дальнейшие события показали полную безответст-венность сторон в соблюдении принятых на себя обязательств. Так, «МПМК-17» по договору привлекла к очистке иловых карт зарегистрированное в Некрасовском районе ООО «Коммунальщик», странным образом упустив из виду, что данное предприятие не имеет лицензии на деятельность, связанную с опасными отходами. А ведь осадок, вычищаемый с иловых карт, относится к отходам 4-го класса опасности! Несмотря на это, к работе «Коммунальщик» приступил.
Но тут в дело вмешались специалисты местной экологической службы. Проведенное ими расследование выявило грубейшие нарушения в дей-ствиях сторон. Согласно документам, договор с «МПМК-17» «Ярославльводоканал» подписал, как и положено, после того, как подрядчиком был разработан проект рекультивации уча-стка и получены необходимые по нему согласования. Да только в прилагавшемся заключении комиссии государственной экологической экспертизы управления Росприроднадзора по Ярославской области в том месте, где должен был стоять номер письма администрации муниципального округа о проведенных общественных слушаниях по этому вопросу, красовался пробел. То есть «МПМК17» проект оформить успела, а вот получить разрешение хозяина земли на проведение на его территории работ с отходами 4-го класса опасности почему-то посчитала излишним.
Впрочем, такое нежелание афишировать предстоящую деятельность легко объяснить. Ведь тогда «МПМК-17» надлежало бы перечислять в муниципальную казну плату за негативное воздействие на окружающую среду. А зачем расставаться со своими кровными, если все можно сделать по-тихому.
Привлек внимание районных экологов и тот факт, что участок, под который был составлен проект и который назван в нем «несанкционированной выемкой в лесном массиве», в то же время числится в реестре Ярославского лесхоза Пригородного лесничества как карьер. Что в дей-ствительности было на том участке, сейчас определить сложно, он полностью покрыт привезенным иловым осадком. Причем, по мнению экологов, в нарушение условий проекта не на один метр выше существующей отметки земли, а значительно больше.
Не менее загадочен и еще один момент, связанный с вывозом отходов иловых карт. Каким-то странным образом часть их оказалась на территории сельхозугодий АПК «Туношна». И это при том, что имеющий 4-й класс опасности иловый осадок может быть использован только как изолирующий материал для биологической рекультивации нарушенных земель или полигонов твердых бытовых отходов и лишь в строгом соответствии с санитарными требованиями.
Сейчас практически невозможно найти виновных в том, что на полях в качестве удобрения оказались опасные отходы, в которых присутствуют тяжелые металлы с превышением норм по нефтепродуктам в 210 раз, по цинку – в 130, свинцу – в 76, хрому – 26,9 и т. д.
Как следует из объяснений представителей ООО «Коммунальщик», предложил им вывозить иловый осадок на поля не кто иной, как заместитель директора совхоза «Туношна» Ю. Ф. Кокуркин, сказавший, что раньше это делалось своими силами. Он же вместе с главным агрономом хозяйства указал и конкретное место для вывоза. В свою очередь на официальный запрос из АПК «Туношна» сообщили, что «вывоз илового осадка на сельхозугодья деревни Малышево производился без разрешения, самовольно». Документ подписан председателем АПК «Туношна» Д. В. Бедзюком.
Как говорится, крайних не найдешь, да и вряд ли это может помочь найти выход из сложившейся ситуации, представляющей реальную опасность. После вмешательства экологов ООО «Коммунальщик» обязалось вывезти с полей все отходы. Но иловый осадок утрамбовался техникой, смешан с почвой, и, следовательно, совершенно очистить поля можно, лишь сняв весь верхний слой земли. Будет ли это сделано, неизвестно. Но в противном случае нетрудно спрогнозировать, что хозяйство окажется перед серьезной экологической проблемой: в 100 метрах ниже «удобренного» поля расположена деревня, чуть дальше – Воробинский животноводческий комплекс. Есть большая вероятность, что вместе с талыми водами остаток илового осадка попадет на другие поля и огороды населения. А это будет грозить настоящей бедой.
Не меньше проблем может возникнуть и в лесу. В проекте ликвидации свалки было предложено место складирования илового осадка оградить и установить щит с указанием о запрещении сбора грибов и ягод в радиусе 50 метров. Да только все ли обращают внимание на такие предупреждения. А рядом – населенные пункты, дом престарелых, детские лагеря отдыха... Возможные последствия страшно себе представить.
Сейчас каждая из причастных сторон пытается выйти сухой из воды. МУП «Ярославль-водоканал» ссылается на «МПМК17», забывая об обязанности контролировать процесс очистки своих иловых карт, а ООО «Коммунальщик» и «МПМК-17» заняты друг с другом и с экологической службой документальной перепиской. Материалы по этому делу экологическим комитетом администрации Ярославского МО переданы в природоохранную прокуратуру.