По их мнению, «период метаний и частой смены направления реформ завершился, уступив место бюрократическим контрреформам в области образования». Как считают сторонники движения, российская власть фактически отказалась от принципов равенства прав на образование и его доступности, закрепленных еще в 1992 году, взяв курс на коммерциализацию образования всех уровней и сокращение его государственной поддержки.
«Правительство рассматривает образование только как растратчика госбюджета», – заявил журналистам ведущий научный сотрудник лаборатории по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов. Отсюда, по его словам, стремление государства устраниться из сферы образования за счет максимального расширения сектора платных образовательных услуг. Но коммерциализация российского образования на западный лад, с точки зрения экономиста, невозможна в принципе. Во-первых, потому, что в отличие от населения развитых стран большинство россиян не в состоянии оплачивать образование своих детей, а во-вторых, потому, что у нас не существует развитой и эффективной системы негосударственных стипендий, образовательных грантов, субсидий и кредитов. «Так что в случае коммерциализации образования мы отсечем от него большую часть населения», – подчеркнул Колганов.
Причем, как считает и первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, этим будут чреваты все последние инициативы исполнительной власти в области всего образования – от дошкольного до послевузовского. Так, в случае реализации плана министерства ввести обязательное и при этом платное для большинства годичное «предшкольное» образование на коммерческую основу автоматически перейдет и дошкольное. Платной может стать учеба в школе, за исключением базовой программы. Деньги будут брать за все образовательные услуги, признанные дополнительными (их объем может составить не меньше 10 – 15 процентов, а по оценке министра образования – и до 25), а это и музыка, и рисование. Правда, в качестве компенсации, особенно для малоимущих семей, министерство предлагает ввести адресные субсидии. Но лидеры «Образования – для всех» не верят в их действенность. «Как мы хорошо знаем, возвращают всегда гораздо меньше, чем отбирают», – подчеркнул Смолин.
Не меньшую тревогу лидеров движения вызывает то, что чиновники собираются сделать с высшим образованием. Особенно их тревожит последняя идея Министерства образования и науки – разбить все российские вузы на три категории: национальные университеты (не более 20), федеральные университеты (около 200) и «все остальное». Нетрудно предсказать, что в первые две войдут в основном московские и (в меньшей степени) петербургские вузы, а в третью – практически все провинциальные, на которых, по данным Олега Смолина, государство попытается сэкономить. Региональным вузам сохранят бюджетное финансирование лишь для подготовки бакалавров и переложат подготовку магистров на внебюджетные сред-ства.
Таким образом произойдет по сути переход к платному высшему образованию в подавляющем большинстве российских вузов.
Не пойдет на пользу высшему образованию, с точки зрения Олега Смолина, и другая идея руководства Минобразования – оценивать работу вузов по уровню зарплат их выпускников. Как напомнил Смолин, самыми низкооплачиваемыми в России являются специалисты сельского хозяйства, врачи и учителя. Следуя логике мин-образовского начальства, все эти вузы придется закрывать.
Одним из главных пунктов «смены вех» реформирования лидеры движения «Образование – для всех» считают принятие летом 2004 года закона № 122. Именно этому закону, по их мнению, российское образование обязано фактической отменой моратория на приватизацию в сфере образования, отменой льгот учащимся из малоимущих семей на питание и проезд.
Ухудшилось с принятием нового закона и бюджетное финансирование образования. С 1 января 2006 года российские учебные заведения начнут в полном объеме платить налоги на имущество вузов, включая здания и земли. Величина выплат, по данным Смолина, сопоставима с совокупным фондом заработной платы всей системы образования. У вузов нет таких денег, а потому, как предсказывает Смолин, они будут вынуждены переложить их на студентов-платников, взвинтив цены. В итоге цена платного образования резко подскочит и станет доступной только самым обеспеченным семьям.
Все эти законы были приняты Государственной Думой под давлением фракции «Единая Россия». Как рассказал Олег Смолин «Газете.ru», сейчас в нижней палате парламента находятся еще несколько правительственных законопроектов, в том числе о превращении образовательных учреждений в ГМАНО и в АУ, а также о переходе на двухуровневую систему образования (бакалавриат плюс магистратура).
Их принятие, считает Олег Смолин, приведет к увеличению количества платных образовательных услуг и к массовой приватизации школ и вузов. Дума, которая, по словам Смолина, «превратилась в похоронную команду», идя на поводу у правительства, считающего, «что у нас сегодня слишком много студентов», вряд ли сможет отбиться от принятия этих законов.
Поэтому единственным способом противодействия планам исполнительной власти, считают организаторы движения, может стать только объединение всех сторонников демократического, социального направления в образовательной политике.
Основой такого объединения может стать принятая декларация «Образование – для всех», отражающая основные идеи. Прежде всего это повышение бюджетного финансирования образования до 10 процентов ВВП (сейчас – около 2) и создание системы государственной поддержки образования, включая социальные гарантии для студентов, школьников и их преподавателей, а также введение моратория на сокращение бюджетных мест в техникумах и вузах.
Организаторы движения планируют использовать все возможности для того, чтобы остановить реформы: от законотворчества до развертывания широкой дискуссии в обществе по вопросам образовательной политики. В своей деятельности они уже заручились поддержкой профсоюза работников народного образования и науки. А эта организация способна вывести на улицы миллионы людей.
В Министерстве образования о движении «Образование – для всех» не слышали, а потому не стали комментировать суть высказанных им претензий.
//Gazeta.ru