Кацкари – население бассейна реки Кадки, протекающей по западной части Ярославской области. У них своеобразные предания, обычаи, верования и диалект. В деревне Мартыново, что в Мышкинском районе, выходит журнал «Кацкая летопись», работает одноименный клуб и этнографический музей. За прошлый год его посетили 3600 человек, хотя он далеко от городов – у тверской границы. А в первые дни января побывали триста. В основном это москвичи, совершавшие поездку в Мышкин или Углич. В Мартынове они проводили два часа. В новогодние праздники им показывали святочную программу со старинными кацкими обрядами. Другую подготовили на Масленицу. За два последних дня недели сюда привезли туристов 12 автобусов из Москвы, в самом большом было 52 человека. Кстати, всех приезжих, откуда бы ни были, здесь называют питерянцами (это потому, что на заработки отсюда всегда отправлялись в Питер), а тех, кто пришел на что-то посмотреть, – гляжеными. Им устраивают экскурсию по музею, угощают, показывают игры и обряды.
У кацкарей принято сжигать не чучело Масленицы, а набанченную (украшенную лоскутками материи) новогоднюю елку – такая стоит у музея с декабря. Для этого разводят палюшку – большой костер. (А вообще для костра в этих краях три названия, для маленького – теплина, среднего – грудок.) Поскольку одной елки должно было хватить для 12 групп экскурсантов, ее не жгли целиком – отрубали веточки и бросали в огонь. Еще пламя должно уничтожить негодные вещи. У крестьян это может быть ведро худое, корзина бездонная (без дна) или курица околетая (мертвая)... Гляженых заранее предупреждают, чтобы прихватили с собой что-нибудь. За неимением околетой курицы годится носовой платок или пачка сигарет. В основание костра ставят крынку с молоком, чтобы она лопнула от жара, а молоко выплеснулось: этот момент считается концом Масленицы и началом Великого поста. Два года назад, когда для питерянцев только начали устраивать показательные выступления, музейщики сгоряча перевели несколько настоящих крынок. Но скоро поняли – не напасешься, и теперь просто выливают молоко в огонь.
С туристами проводят игры интерактивные – с вовлечением в действие, называется это коменничаньем. Самая известная – «Как Тит Агашку искал». Она связана с масленичным обычаем ускорения свадеб – холостой молодежи содействуют, чтобы нашла себе пару. Тит – неженатый парень, дед Егор и баба Маня – его родители. Они будут пытаться искать невесту среди туристок, которые все называются Агашками. Остальное – сплошная импровизация: какую Тит ни выберет – у каждой баба Маня сыщет недостаток. Питерянки реагируют по-разному: одна так разыграется, что не унять, другую не разговоришь, третья – чуть не в драку... Бывает, женщины стесняются, так вместо них мужчины вызываются в Агашки. У деревенских жителей на биседах (посиделках) такая игра могла длиться всю ночь напролет. Баба Маня упражняется в остроумии, пока всех девок не переберет, а Тит остается холостым.
Есть и другие игры, однако они – ноу-хау, кацкий секрет. Музейщики заметили, что их турпрограммы очень быстро перенимают в других местах Ярославской области, выдавая за свои. А местными символами – фигурками белой коровы (счастье), летающего ужа (змей-искуситель) – вовсю торгуют на пристанях в Угличе и Мышкине. Авторские права защитить в нашей стране практически невозможно. Приходится выдумывать что-то новое для гляженых и держать в тайне от пиратов, сколько получится. А к московскому заезду на Масленицу готовилась половина жителей Мартынова: собирали посуду, лавки, варили щи, томили картошку с молоком. Одних блинов напекли 500 штук.