Многие из них не могут быть решены лишь силами местных властей. Одна из них – нехватка педагогических кадров. Несмотря на то, что сегодня в нашем регионе тарифная сетка оплаты труда учителей на 20 процентов выше федеральной, введена 30-процентная надбавка к окладу молодым специалистам, есть другие способы поощрения, все же справиться с проблемой оттока учителей не удается. Каждый год из школ города уходит почти 70 процентов молодых педагогов. Постоянно не хватает учителей английского языка (до 27 ставок ежегодно), технического труда (до 17 ставок), физкультуры (до 13 ставок). Увеличивается количество вакансий учителей начальных классов.
Решить проблему можно лишь на федеральном уровне. Причем, как сказал Александр Прямицин, предлагаемое 20-процентное повышение оплаты труда педагогов никак не повлияет на ситуацию. Зарплату нужно поднять в несколько раз, иначе завтра мы просто окажемся в тупике.
Другая проблема – материально-техническая база учебных заведений. Больше всего внимания власть уделяет обеспечению детских домов и школ-интернатов. Сегодня у нас на учете состоят 1172 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Они попадают в центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют», который посетили журналисты.
Здесь в стационаре круглосуточно находятся дети от трех до восемнадцати лет. Рассчитан приют на 40 человек, но в помощи никому не отказывают: проводят медицинское обследование, лечат, направляют в детские дома или к родителям, если таковые найдутся. Все прибывшие нуждаются в психологической помощи, многих избивали родители, кто-то несколько лет не посещал школу. Есть подросток, который к 16 годам окончил лишь первый класс, некоторые дети – алкоголики или наркоманы.
Содержание приюта обходится недешево. Тем не менее все услуги центр предоставляет бесплатно. В ближайшее время на его базе будет открыто реабилитационное отделение для прошедших лечение от наркомании, алкоголизма, токсикомании. Как правило, такие подростки, даже избавившись от зависимости, отторгаются обществом, им трудно влиться в коллектив. Курс реабилитации позволит избежать возвращения к прежнему образу жизни.
Одна из важных проблем, обсуждавшихся на встрече, – досуг ребят. Число муниципальных учреждений дополнительного образования детей за последнее время не уменьшилось, а количество различных кружков и секций в них даже увеличилось.
Школы города в настоящее время в основном укомплектованы компьютерной техникой. На 50 процентов обеспечена потребность выхода в Интернет. Александр Федорович заверил, что закупкой техники работа не ограничивается. Сегодня, например, ставится задача применять новые информационные технологии в учебном процессе, компьютеризировать библиотеки, а также создавать в школах видеотеки. Но вопрос с заменой устаревшей техники пока остается открытым.
Остаются проблемы и с дошкольными учреждениями в Ярославле. Ни для кого не секрет, что ряд из них находится в безобразном состоянии. Мест в детских садах не хватает, очередь сегодня – более семи тысяч детей (правда, некоторые стоят в очереди в двух-трех районах, поэтому на самом деле нуждающихся немного меньше). С проблемой пытаются справиться путем переукомплектования групп и за счет передачи дошкольных учреждений от предприятий муниципальной власти. Но передача эта, как заметил Александр Прямицин, осуществляется с трудом.
Одно из слабых мест в образовании – управление учебными заведениями. Сейчас в школе № 56 и лицее № 86 проводится эксперимент по созданию в них управляющего совета. Александр Прямицин к этой форме контроля относится весьма скептически, поскольку в России она нигде пока не прижилась или не работает в полной мере. В совет должны входить родители, ученики, педагоги и представители управления. То есть в каждую школу, а их в городе 90, необходимо делегировать кого-то от управления образования. «У меня и людей-то столько не наберется», – сказал Александр Федорович.
Что касается образовательных программ, то сегодня все учреждения могут выбирать, какую программу использовать – рекомендованную Министерством образования или авторскую. В качестве примера привели программу «Сообще-ство», по которой работает начальная школа – дет-ский сад № 1, куда были приглашены журналисты. Особенность этой технологии в том, что приоритетной является индивидуальная работа ребенка: в детском саду он каждый день должен самостоятельно выбрать «центр активности», в котором будет заниматься, а школьники выбирают вид работы на уроке. Вместо отметок дети получают «похвалюшки». По желанию они могут бесплатно посещать вокальный, хореографический и другие кружки.
Журналистов также пригласили оценить, как организовано питание учащихся в школе № 26. Обед здесь больше чем обед. Процесс поглощения пищи сопровождается знакомством с какими-либо культурными традициями. Например, во время проведения в школе недели Белоруссии в столовой подавали блюда белорусской кухни. На стоимости обеда это никак не отражается. Как и во всех школах города, на питание одного ребенка уходит 33 рубля в день, из них родители платят 20 рублей. В целом по стране оплата питания в школах с 1 января этого года увеличилась на 20 процентов, но управление образования мэрии решило повышать цену постепенно, чтобы сохранить доступность питания в школах. Тем не менее эта мера не привела к 100-процентному посещению учащимися столовых: для некоторых родителей даже 20 рублей в день – слишком дорого, ведь в месяц-то выходит около пятисот.
Очевидно, проблем еще много, так что работы у местной власти предостаточно.