Уже четвертый год его коллективу приходится решать задачи повышенной сложности: увеличивать пропускную способность нефтепроводов, по которым «черное золото» Тюмени, Сургута и Приуралья течет на нефтеперерабатывающие заводы России и ближнего зарубежья – в Полоцк, Ярославль, Кириши и далее на берег Балтики до теминалов Приморска. Там наша нефть заполняет трюмы гигантских морских танкеров, чтобы вдохнуть жизнь в бедные природными ресурсами города Европы.
Пока у России это самая твердая валюта и самый востребованный на внешнем рынке продукт, 75 процентов от выручки которого идет в государственную казну.
А потому с начала нового века ежегодно ОАО «АК Транс-нефть», куда входит и наше Ярославское управление, вводит все новые и новые трубо-проводные системы, увеличивая возможности «Балтнеф-тепровода». Темпы его развития стремительные. Совсем недавно, к началу 2003 года, по нему ежегодно прокачивалось 12 млн. тонн нефти, через год – 42 миллиона, к декабрю 2004 года – 50 млн. тонн. А к концу 2005 года стоит задача нарастить производительность БТС до 60 млн. тонн.
В Ярославском нефтепроводном управлении это будет достигнуто за счет реконструкции нефтеперекачивающих станций в Коромыслове и Правдине, в поселке Песь Новгородской области, замыкания лупингов (параллельных основному участков нефтепровода Сургут – Полоцк) на участке в 14 километров, проходящем по нашей области. И все это будет делаться одновременно с ежедневным, не прекращающимся ни на секунду нефтяным током по стальным артериям.
Новый главный инженер Павел Ревель-Муроз в Ярославле меньше года. Направление сюда молодого, перспективного руководителя из Санкт-Петербурга, из офиса ОАО «БТС», как раз и связано с выполнением этой сложной задачи.
– Из 365 дней в году каждый из четырех нефтепроводов и лупингов БТС можно останавливать на ремонт или рекон-струкцию лишь на 15 дней, – объясняет Павел Александрович. – Остальные 350 суток все нитки нефтепровода должны непрерывно качать и качать нефть.
Как же собранно, с какой высочайшей подготовкой и ответ-ственностью должны сработать и строители, и эксплуатационники, чтобы всего за полмесяца расширить узкие участки в стальных руслах нефтяной реки.
В Петербурге Ревель-Муроз занимал пост заместителя начальника отдела эксплуатации ОАО «БТС».
– Павла Александровича там уже присматривали для себя руководители «Транснеф-ти» из Москвы, – поделился со мной секретом заместитель начальника управления Александр Карасев. – В нашем деле и без того не хватает специалистов с высшим нефтяным образованием, а у него два выс-ших, включая Уфимский неф-тяной технический университет, да еще солидный опыт неф-тепроводчика. Так что мы приобрели действительно ценного руководителя.
Откуда же столь странная фамилия у человека, родившегося в глубине России, на Урале? С вопроса о родовых корнях и началась моя беседа с главным инженером, когда последний из участников совещания покинул кабинет.
– Мои предки – французы, а в Россию приехали во второй половине ХIХ века, как Лермонтов писал, «на ловлю счастья и чинов». Не исключаю, что были они из приглашенных на уральские заводы специалистов, инженерные гены от них пошли. Мой отец, Александр Павлович, попытался изменить семейным традициям, стать учителем. Пединститут закончил, преподавал в школе физику. Но когда моя мама, Алевтина Петровна, врач лечебной физкультуры, родила третьего сына, ему пришлось уйти на более прибыльную работу. А у нас в Челябинске самая высокооплачиваемая – в нефтепроводном управлении. Там, как физик, он устроился инженером в отделе дефектоскопии. Благодаря специалистам в этой области, постоянно «просвечивающим» трубы на предмет износа или появления трещин, за все время, что работаю, не было ни одной серьезной аварии. Однако для продвижения по службе требовалось инженерное образование. И отец поступил на заочное отделение Челябинского государственного агроинженерного университета. Службу в управлении он закончил в должности начальника отдела дефектоскопии. А перед пенсией работал главой администрации нашего поселка Новосинеглазово.
Двоим из трех сыновей Александр Павлович и Алевтина Петровна сумели дать выс-шее образование. Павел больше стремился к технике, и отец уговорил его пойти по своим стопам, в агроинженерный университет. Там оказался очень сильный профессорско-преподавательский состав. Старший сын, названный в честь предков Жаном, пошел в маму. Он известный в Челябинске хирург, кандидат медицинских наук. По семейной традиции в нефтепроводное управление устроился младший – Анатолий. Но у него все впереди. Ведь и Павел начинал карьеру нефтепроводчика в 1996 году со слесаря того же управления, хотя уже имел диплом инженера-механика. Так заведено в нефтепроводном бизнесе – нужно пройти рабочие ступени, прежде чем стать руководителем.
В 1997 году он сдает экзамены на заочное отделение в Уфимском государственном нефтяном техническом университете и продвигается по служебной лестнице: ведущий инженер, начальник отдела эксплуатации управления.
Но в январе 2001 года молодого, перспективного специалиста порекомендовали на самый передовой участок неф-тяных магистралей страны. ОАО «Транснефть» по распоряжению Правительства РФ приступило к строительству Балтийской транспортной системы. Закончились времена застоя, когда за 15 лет не было проложено ни одной новой неф-тяной трубы. Старые нити неф-тепроводов обрывались у Киришского нефтеперерабатывающего завода в Ленинград-ской области. Предстояло оттуда в кратчайшие сроки проложить трубы большого диаметра на берег Балтики, где строился Приморский терминал для отгрузки нефти в мор-ские танкеры.
Для Павла Александровича это был нелегкий выбор. Предстояло расставание с родным Уралом, с его лесистыми горами, голубыми озерами и бурными реками, где рыбачил, охотился с братьями. Нужно было уехать от девушки своей мечты Людмилы. Но перспектива, масштабы новой работы привлекали. Он принял предложение «Балтнефтепровода» и уехал в Санкт-Петербург, где его ждала должность главного специалиста в техническом отделе Балтийской транспортной системы. Павел Александрович отвечал за экспортное направление. То есть вся техническая документация, касающаяся перекачки нефти от Правдина в Ярославской области до Приморска, разрабатывалась при его непосред-ственном участии. Мало было проложить через 700 километров трубу диаметром более тысячи миллиметров, нужно было сделать массу переходов через реки.
– Самой интересной, – вспоминает Ревель-Муроз, – была операция по переходу через Неву. Это единственный открытый источник питьевого водоснабжения для Петербурга. К проекту были предъявлены повышенные экологические требования, чтобы при любых авариях ни капли нефти не попало в Неву. Впервые в России трубу вели не по дну реки, а в микротоннеле. Это только так называется «микро». На самом деле настоящая подземка, выложенная железобетонными тюбингами, а потом еще и кольцами диаметром два с половиной метра. Это семисотметровое «метро» под Невой строилось почти год. Были и другие новшества. Трубы клались с полимерным покрытием.
Вскоре в Петербург с Урала приехала Людмила. Здесь у молодых в апреле 2004 года родилась дочка Александра. А Павел к тому времени уже занимал пост заместителя начальника ОАО «Балтнефте-провод» по эксплуатации.
Только все утряслось, как в мае прошлого года – новое назначение, в Ярославль.
– Ярославль мне понравился, – добавил в конце нашей беседы Павел Александрович, – тихий, зеленый, спокойный город. Петербург, конечно, замечателен, но в пятимиллионном городе чувствуешь себя не очень уютно.
А больше всего новому главному инженеру понравился коллектив с его традициями, высоким профессионализмом, семейными династиями ярославских нефтепроводчиков.
Гость | 04.12.2017 в 15:22 | ответить0
С большим интересом прочитал статью — интервью Андрея Соленикова, моего земляка и однокашника по школе 55 и, пользуясь случаем передаю ему привет. Мингалев Владимир, моя почта mvn041143&mail.ru Андрюша, напиши мне, если вспомнишь меня.