Ломая стереотипы
В переходный период от распределительной, социалистической экономики к рыночным отношениям в общественном сознании сложился устойчивый стереотип нищего учителя и врача. Этот образ в умах россиян усиливается тем, что проходит процесс расслоения общества по уровню доходов, который пока никак не регулируется государством. Но нужно отметить, что благодаря совместным усилиям администрации, совета учебного заведения и профкомов в градостроительном колледже удалось сломать этот негативный образ преподавателя и создать весомый социальный пакет.
В последние годы в коллективе техникума сформировалась твердая уверенность, что завтра будет не хуже, а лучше, чем сегодня. Это означает, что условия работы, зарплата, возможности повышения квалификации и карьерного роста, условия развития будут улучшаться, но при этом одновременно должна подниматься планка требований по качеству подготовки специалистов.
Выпускники должны уходить в жизнь подготовленными к самостоятельной работе, способными выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда. Если это условие не соблюдать, то потребитель образовательных услуг, их заказчик в лице государства, работодателей или в лице родителей и самих обучающихся не закажут эти услуги и не будут их оплачивать.
«Зин, а где деньги лежат?» – это всегда было, есть и будет условием рационального решения этих задач. Именно рыночный подход к организации подготовки специалистов, основанный на выделении приоритетных и перспективных тенденций на рынке труда, позволил руководству и коллективу учебного заведения сформировать долгосрочные цели и задачи, найти решения такой жизненно важной для устойчивого развития колледжа проблемы, как подготовка современных специалистов, обладающих солидным багажом знаний.
С заботой о здоровье подчиненных
На начальном этапе рыночного развития техникума были созданы благоприятные условия для работников и обучения студентов. В частности, было создано структурное подразделение для обеспечения хорошего и недорогого питания.
Для этого пришлось открывать кафетерий, а столовую взять на свой баланс, отладить снабжение ее продуктами и ввести дотации каждому члену коллектива на комплексный обед в размере 50 процентов от его стоимости. Все это время постоянной заботой для руководства и профкомов сотрудников и студентов является поддержание высокого уровня качества питания и дешевого одновременно.
Тогда же для развития спорта и улучшения медицинского обслуживания были открыты медпункт со стоматологическим кабинетом, спортивно-оздоровительный комплекс с тремя тренажерными залами, солярием, сауной, массажным кабинетом и другими профилактическими процедурами. Все эти блага, как и другие услуги социального характера, работникам колледжа предоставляются по сниженным вдвое ценам.
Ежегодный рост доходов
И все же в создании у коллектива ощущения твердой уверенности в благоприятном завтрашнем дне ведущую роль играют зарплата и ее рост. Точнее сказать, не заработная плата, а повышение дохода работников колледжа, его существенное увеличение происходят на протяжении прошедших лет ежегодно. За последние два года (2003-й и 2004-й) доход работников колледжа почти удвоился. Если в 2002 году средний ежемесячный доход равнялся 2989 рублям, то в 2003-м он составил 4170, а в 2004-м – 5623 рубля. При этом в четвертом квартале только что завершившегося года, когда зарплата была увеличена на 20 процентов, средний доход составил: в октябре – 5966 рублей, в ноябре – 5884, в декабре – 6957 рублей.
Но оказывается, что среднемесячный доход преподавателей только на 100 – 200 рублей выше среднемесячного дохода по колледжу. Эти цифры на общем собрании коллектива, прошедшем 23 декабря 2004 года, признаны не соответствующими принципам личной и корпоративной ответственности по группам работников и будут корректироваться, естественно, в большую сторону. Они станут на 20 процентов выше, нежели средняя зарплата по учебному заведению.
Принципы внутренней социальной политики
Считаю необходимым опубликовать общие принципы проводимой советом и руководством колледжа политики, в вопросах доходов членов коллектива:
– ежегодные, как правило, производимые дважды повышения зарплаты, надбавок и доплат;
– обязательная компенсация инфляции;
– опережающее повышение зарплаты не менее чем на квартал ожидающегося повышения зарплаты работникам бюджетной сферы Правительством России;
– повышенная зарплата за более качественный труд;
– материальная компенсация условий работы, отклоняющихся от общепринятых (к примеру, за работу в две смены, владеющим информационными технологиями, иностранными языками, проводящим занятия лекционно-семинарским методом и др.).
В техникуме-колледже с 1999 года ставка первого разряда по единой тарифной сетке всегда выше, чем она устанавливалась Правительством России. К примеру, с 1 октября 2004 года в колледже она принята в размере 940 рублей, ЕТС правительственная тогда составляла 600 рублей, а с 1 января 2005 года правительством установлена в 720 рублей.
Молодым – поддержка, ветеранам – почет
Второй социальной гарантией после утверждения дотации на питание в техникуме было принято положение о доплатах за выслугу лет в колледже. Эти выплаты начисляются от принятой в колледже ЕТС и после первого года работы заметно растут в зависимости от стажа работы в колледже.
Существенное значение для стабилизации коллектива педагогов имеет и то, что начинающим преподавателям в первый и второй год педагогическая работа оплачиваются не по 8-му разряду ЕТС, а по 11 – 12-му. За этот период они приобретают соответствующий педагогический опыт и аттестуются на заявленную квалификационную категорию.
Стимулирующей социальной мерой в коллективе служит положение о выплатах ссуд на улучшение жилищных условий работников. И хотя эти выплаты возвратные и сравнительно небольшие – 5000 долларов (вначале даже скептические улыбки вызывали), но за два года эта социальная мера позволила помочь решить жилищные условия уже 9 работникам, а на очереди еще 10 человек, и она не убывает. Условия ссуды весьма льготные, поэтому количество желающих ее получить растет. И это обстоятельство вызывает глубокое удовлетворение.
Коллектив колледжа оказывает материальную поддержку обучающимся в вузах (на сегодняшний день 38 человек), аспирантуре и соискателям ученых степеней (15 человек), оплачивая многим стоимость обучения. А дети и ближайшие родственники работников колледжа, сами работники обучаются в колледже бесплатно на любой специальности, если они проработали в колледже не менее 3 лет.
Социальный пакет работника колледжа
В пакет социальных гарантий коллектива и в годовой доход работников входят:
– материальная помощь, выдаваемая на лечение, приурочена к отпуску один раз в 4 года. Она дифференцирована и составляет от 1,5 до 2,5 размера среднемесячной зарплаты (от 2560 до 14500 рублей в 2004 году);
– единовременная оперативная материальная помощь работникам, нуждающимся в финансовой поддержке при особых обстоятельствах (до 10 – 15 тыс. рублей в месяц, или до 200 тысяч в год);
– тринадцатая зарплата;
– единовременная материальная помощь (в декабре) работникам, не имеющим вредных привычек (это выплата к праздничному новогоднему столу);
– единовременные материальные выплаты при поощрениях: благодарностью, почетной грамотой колледжа, почетными грамотами администрации района, города, области, грамотой губернатора, департаментов образования и строительства, администрации Ярославской области, учредителя, Рособразования, ЦК профсоюзов и т. д.
Размер этих выплат составляет от 20 процентов должностного оклада по присвоенному разряду по ЕТС (от 500 рублей до 15 – 20 тысяч) до 7 среднемесячных зарплат;
– единовременные надбавки к заработной плате к юбилейным датам, к которым относятся и выслуга в техникуме-колледже от 3 лет и выше, а также 50, 55 и 60 лет;
– единовременные выплаты от одной до двенадцати среднемесячных затрат для ветеранов труда колледжа и заслуженных ветеранов труда колледжа.
Оплата творческих работ преподавателей
Одной из важнейших поощрительных социальных выплат и доплат к заработной плате, прямо влияющей на рост квалификации персонала колледжа и соответственно качество подготовки специалистов в учебном заведении, является оплата за выполнение творческих и методических работ сотрудниками колледжа.
Этот вид оплаты направлен на решение нескольких проблем, существующих в образовании. В первую очередь – на создание современных учебников, учебных пособий, методических материалов для качественного обучения студентов, в том числе для получения ими знаний самостоятельно.
И в то же время это важнейшая форма стимулирования роста квалификации персонала, которая значительно эффективнее участия в семинарах, стажировках или обучения в различного рода институтах повышения квалификации, так как дает конечный интеллектуальный продукт, полезный в образовательном процессе. Она позволяет не только выявить профессиональный уровень педагогических работников, но и накапливать его, повышая этим интеллектуальный, квалификационный уровень всего коллектива учебного заведения.
Но здесь важна еще одна сторона вопроса, чисто социальная. Не секрет, что многие педработники «плачут» (кстати, вполне оправданно) о перегрузках за счет проведения большого количества занятий для получения большей зарплаты. А в колледже предлагается за эту большую зарплату не «бегать по урокам», а получить оплачиваемый творческий отпуск до трех месяцев и творить – писать учебник или методические пособия для повышения эффективности своей же педагогической деятельности. И получать оплату и за разработку, и за тиражирование и распространение своего творчества.
Что заработаешь, то и получишь
Приведенные в этом кратком обзоре меры социальной поддержки работников градостроительного колледжа закреплены в соответствующих положениях и в коллективном договоре и являются гарантированными на период действия коллективного договора.
Естественно, эти гарантии определяются эффективностью, результативностью внебюджетной деятельности всего коллектива.
Рынок не терпит пустых трат, он требует максимально эффективного использования всех имеющихся в распоряжении учебного заведения ресурсов, каждого квадратного метра площадей, и лучше круглосуточно, а также привлечения и развития имеющегося интеллектуального потенциала преподавателей. Тогда процесс обучения будет результативным, а студенты, их родители и работодатели (с регионального и общероссийского рынка труда) будут довольны.
Вот некоторые ответы на вопрос «Зин, а где деньги лежат?» и как их можно заработать совместными усилиями команды единомышленников.
//Н. Г. ГОЛУБЬ, директор градостроительного колледжа, заслуженный учитель России.