Александр в девятом классе. Ему можно бы и подольше поспать. С тех пор, как из дальних деревень ребят в село Воскресенское возит школьный автобус, начало занятий перенесли на 9.30. Раньше деток оттуда, где школы позакрывались, не привезут. Но и он встал. Сегодня у Саши контрольная по математике. Вчера весь вечер готовился. Старший, Коля, рядом свои учебники штудировал, он учится в Ростовском техникуме механизации.
Пробудился большой дом Сафроновых. Завтракать собрались на кухне. Кухня просторная, десять метров. Покупного на столе только чай, хлеб да сахар. Молока вдоволь своего. Холодец Нина Александровна подала, аппетитной кабанятинки, закопченной Сергеем Павловичем в коптильне собственного производства на яблоневых опилках, дольками порезала: «Мужикам моим без мяса никак. Я и не жалею, благо свое».
Сегодня за столом нет еще троих. Надюшка в Ярославле, учится по специальности «информатика и программирование» в педагогическом университете. Сережа взял в СПК «Родионово» учебный отпуск на экзамены. Он на четвертом курсе в Ростовском техникуме. Вслед за братом поступил туда, вернувшись со службы во Владикавказе.
Ну а старшая дочь Ирина теперь за семейным столом дорогой и редкий гость, у нее своя семья. Работает в Мокеихе бухгалтером, муж Андрей трудится на путеукладчике, строит узкоколейки на торфоболотах.
– Теперь мы с Ниной дедушка и бабушка, – похвалился Сергей Павлович. – У Иришки дочка растет, Карина.
Парни первыми встали из-за стола. Следом Сергей Павлович на двор – кабанчику корм задать. Когда совсем рассветет, он лыжи наденет, тулку перебросит через плечо и отправится обходить свой участок угодий Некоузского сельского лесхоза. Участок немалый. На юг километров десять до Тверской области, на север – 18 километров до Мокеихи. Всего транспорта у него: летом – собственный мотоцикл, а зимой лыжи. Ружьецо тоже свое. Казенное лесникам теперь не положено.
История СПК «Родионово»
Вместе с Ниной Александровной и мы выбираемся на улицу. Сафронова спешит на работу, вернее, на три работы сразу. В СПК «Родионово» она и заместитель по кадрам, и секретарь директора, и старший бухгалтер. Контора близко, в конце улицы. Это большое здание, строилось как клуб, но затем из соображений экономии дорогой нынче энергии приютило под своей крышей дирекцию СПК, культурный центр с большим зрительным залом, фойе для танцев, комнатами кружковой работы, спортзал и помещения для оздоровительных секций, библиотеку да еще магазин. Рядом котельная, отапливающая этот комплекс, а еще все дома в селе с центральным теплоснабжением. Их много было построено, в сумме 120 квартир с почти полным благоустрой-ством – нет горячей воды. Есть еще две небольшие котельные: одна для школы и недавно по-строенная для детского сада.
Бывший совхоз в прошлом году отметил семидесятипятилетие. В библиотеке мне показали его рукописную историю, которую начал вести первый директор Александр Никитин. В книге об СПК «Родионово» нашлось место и для вырезок из нашей газеты. На снимке Юрия Расстригина, сделанном в 1966 году, школьники идут мимо первого каменного двухэтажного дома. Под снимком текст корреспондента А. Беляева: «Три деревянных домика – вот и все строения, которыми располагал с/х «Родионово» в 1930 году, когда он был создан. А согласно генеральному плану к 1975 году здесь будут три поселка. Жилые дома проектируются в основном двухэтажные, кирпичные, восьми и двадцатиквартирные, с водопроводом, газом, паровым отоплением, канализацией».
Как Сафроновых стало много
Свидетелями этого выполненного генерального плана стали супруги Сафроновы.
Жили они до знакомства в соседних с Воскресенским деревнях Пантелееве и Калиновцах, в первый раз увидели друг друга на танцах. Потом пути Нины и Сергея разошлись. Нина училась в Пошехонском сельскохозяйственном техникуме, но, получив диплом агронома, в Пантелеево не вернулась, поехала в Рыбинск на приборостроительный завод. Три года спустя Сергей закончил Ростовский техникум, примчался в город и стал уговаривать Нину вернуться в совхоз.
– Ты бы видела, какая стройка идет в Воскресенском, – говорил он. – Скоро у нас будет не хуже, чем в городе. Меня пригласили заведовать мастерской. Ты агроном. Специалистам дают квартиры. А здесь что нас ждет? Мытарства по углам да общежитиям.
Согласилась Нина. Этот выбор оказался на всю жизнь, и она о нем ни разу не пожалела. Молодым предоставили двухкомнатную квартиру. В совхозе агроном был, но не было кадровика. Нине и доверили эту должность. В тот же год у них появилась на свет Ирочка.
Сергей Павлович продвигался по службе. Стал механиком, потом главным инженером. В 1985 году Нина осчастливила мужа сразу двумя мальчиками, Колей и Сережей. Выросшей семье совхоз предоставил половину одного из только что выстроенных коттеджей. В совхозе уже работали 440 человек. Было четыре отделения, 1130 коров и ремонтных телок. В 1991 году эпоха успехов, знамен лучшего в районе, наград ВДНХ и строительства для совхоза завершилась. По инерции еще года три-четыре родионовцам удавалось удерживать на приличном уровне надои и привесы, поддерживать фермы и технику, регулярно платить зар-плату. Но пришли лихие времена неплатежей и бартера. Комбикорм стал по цене буханки хлеба за кило, а килограмм молока, наоборот, дешевле литра солярки, люди месяцами не получали зарплату.
Сафроновых выручало подворье, родительские огороды, в которых с малых лет вместе с ними работали дети.
– Николай у меня первый раз в четвертом классе сел на трактор, – вспоминает Сергей Павлович. – Я ему говорю: хватит сил выжать педаль сцепления – значит, поедешь. Выжал и поехал.
Но в совхозе дела шли все хуже и хуже. Сафронов ушел в соседний колхоз «Знамя Ленина».
– Однако и там все разваливалось, доработались до того, что стало нечем платить зарплату, – вспоминает Сергей Павлович. – Три месяца я был на учете в центре занятости. Вот тогда знакомые меня и надоумили занять вакансию лесника в лесхозе. Деньги хоть и маленькие, но верные. Без твердых заработков пришлось бы туго, семья прибавилась. Мы в 1995 году усыновили маленьких племянников, оставшихся без родителей, девятилетнюю Надюшку и шестилетнего Сашеньку. Без денег пятерых детей было не прокормить, не обуть и не одеть.
Между племянниками и своими ребятами Сафроновы разницы не делали. Их любовь полной мерой пролилась на всех домочадцев. Вот тогда и Нина Александровна взяла себе дополнительно еще две работы, и Сергей Павлович не упускал случая приработка на сделке в лесничестве.
– Нелегко было с пятерыми, – говорит Нина Александровна. – Но только поначалу. А потом помощников себе вырастили. За каждым распределили обязанности по дому. Воспитывали по принципу: все трудятся, все учатся и никаких вредных привычек. А сейчас уже не приходится даже заставлять готовить уроки или работать. Сами знают, кому что делать.
Воскресенское сегодня
Два года назад в судьбе СПК «Родионово» наметился сдвиг к лучшему. У руля хозяйства встала молодой и современный руководитель, бывший главный зоотехник Лидия Куликова. Надои пошли вверх.
Впервые после 1991 года СПК приобрел по лизингу новую технику: косилку-измельчитель КИР-1,5. Кстати, с этой косилкой на прицепе Николай Сафронов стал этим летом победителем в соревновании районных механизаторов на заготовке кормов.
Механизаторы в среднем за минувший год заработали по 1800 рублей в месяц, а доярки по 1,5 тысячи. Деньги невеликие. Но год назад не было и этих. А главное, зарплата стала регулярной.
И надо учитывать то, что не измеряется зарплатой, – постоянную поддержку хозяй-ством личных подворий. СПК «Родионово» недорого продает своим рабочим бычков и телят на откорм, нет отказа в тракторе для вспашки огорода, помогает кормами. Не случайно во дворах Воскресенского около 60 коров.
– Не жалеете, что не остались тогда в городе и не уговорили мужа? – спросил я Нину Александровну. – Ведь у вас с собственным хозяйством непрерывный рабочий день, тяжело.
– Нет, ни разу не пожалела. Здесь у нас простор, свобода. Ощущение независимости от нашей непредсказуемой власти.
Сафроновы долго у телевизора рассиживать не любят. По дому и на дворе хлопочут с любовью.
Что бы там ни говорили о вымирании и обреченности села, Сафроновы верят в лучшее. Не случайно их дети выбрали сельские специальности и тоже хотят жить на земле.