Разумеется, и до 1995 года экскурсии для детворы и для взрослой аудитории проводились по-разному, но специально адаптированной для юных посетителей системы подачи материала не было. О том, как исправить это положение, задумались три сотрудника музея – Валентина Анатольевна Новожилова, Софья Дмитриевна Тренина и Ирина Евгеньевна Холодякова. Разработанные ими двадцать тематических лекций и легли в основу образовательной программы «Мир вокруг нас». Теперь для каждой музейной экспозиции специалистами создается детский вариант экскурсии.
Между музеем-заповедником и управлением образования города заключен соответст-вующий договор, на основании которого музейный урок включен в школьное расписание учеников третьих и четвертых классов наравне с математикой и литературой. Ребята из тридцати школ города дважды в месяц или еженедельно (в зависимости от того, какую тему проходят) отправляются на учебу в музей. Детворе нравятся музейные уроки, ведь выбранная специалистами форма подачи материала – беседа, экскурсия или творческое задание – существенно отличаются от контрольных работ или опросов по другим предметам.