Олимпиада проводилась в городе Чжэнчжоу – это центр провинции Хэнань. До того наши конкурсанты (были еще старшеклассники из Питера, Москвы и Саратова) целый день провели в Пекине. Побывали в одном из музеев, взобрались на Великую Китай-скую стену, с которой сняли панораму столицы, заглянули в ресторанчик. «Научиться пользоваться палочками очень легко, – заметил Саша, – с третьего раза получается вообще замечательно».
Несколькими днями позже в перерыве между соревнованиями ребята посетили легендарный буддийский монастырь Шаолинь, увидели библиотеку Конфуция. Правда, как сказал Саша, у приставленных к нашей группе переводчиков особенно хорошо получалось произносить только фразу «не знаю», поэтому почти ничего интересного во время экскурсии услышать не удалось.
Быт тоже имел свою специфику: вместо привычной нам отопительной системы комнаты обогревались кондиционерами. Местную пищу Саша назвал ужасной: пюреобразные супы, очень острое мясо, хлеб исключительно пресный, а чай в основном зеленый. По телевидению можно увидеть либо новости, либо «мыльные оперы», за все время пребывания ребятам ничего другого на 40 каналах не встретилось.
По словам Саши, ощущения, что в Китае много народу, не было, по крайней мере прохожих на улицах значительно меньше, чем в центре Ярославля. Относились к нам вполне дружелюбно. «Глазеть, конечно, глазели, но пальцем на нас не показывали», – прокомментировал юный путешественник. А девушки в Китае, как показалось нашим участникам, – все на одно лицо.
На олимпиаду собралось около трехсот человек. Саша привез фотографию всех конкурсантов (длиной чуть ли не в метр). Любопытно, что ни одного японца на олимпиаде не было – не любят китайцы своих братьев по крови и разуму.
Задачи оказались весьма сложными. Уровень знаний китайцев, кстати, очень высок: среди победителей было немало местных. Реальной угрозой для математиков Поднебесной стали ребята из России и США. Интересно, что тренировали американскую команду русский и китаец.
По каким критериям оценивались работы, участникам не объясняли. Но уровень нашей команды организаторы отметили по достоинству: из шести русских конкурсантов пятерых наградили серебряными медалями и одного – бронзовой. Для ребят всекитайская олимпиада стала своеобразной пробой сил перед международной, которая пройдет этим летом в Мек-сике.
Я поинтересовалась у Сашиного учителя, математика 33-й школы Маргариты Смирновой, не трудно ли работать, когда в классе есть такие одаренные дети.
– Своим уровнем знаний Саша, конечно, задает высокую планку и одноклассникам, и учителю, – ответила Маргарита Сергеевна. – Например, любую теорему он, как правило, доказывает по-своему. Мы даже устраиваем на уроке обсуждение, чей способ доказательства лучше. Поэтому интересно бывает всем. Разумеется, когда разговор становится понятен только нам двоим, я останавливаю дискуссию. Если какой-то материал Саша уже знает, а другие учащиеся – нет, то я готовлю индивидуальное задание для него. А вообще, если что-то на уроке ему будет не очень интересно, по его поведению я даже не почувствую этого. Саше совершенно незнакома «звездная болезнь».