Реконструкция станции, которая около года готовилась, год шла и теперь окончательно завершилась, разительно изменила условия труда, эстетику зданий и сооружений на этом, одном из важнейших участков «Балтнеф-тепровода».
– Вы бы заглянули к нам год назад, – заметил слесарь Игорь Агафонов. – Что тут делалось! Только в болотных сапогах можно было пройти на территорию. А теперь красота, приятно работать.
Материальное обновление станции по времени совпало с обновлением руководства. Новый начальник объекта Илья Мирончук – он в этот день был в отъезде – возглавил коллектив только в мае. До того побыл в заместителях месяца два. До этого он работал в Усинском РНУ Северных магистральных нефтепроводов.
Ирик Вакильевич Гарипов – посланец «второго Баку» – Башкирии. Выпускник Уфим-ского нефтяного университета год отработал по распределению на строительстве новой нефтеперекачивающей станции «Палкино-2» – головной магистрального нефтепровода Палкино – Приморск. Затем – два года в отделе эксплуатации нефтепроводов Ярослав-ского районного нефтепроводного управления (ЯРНУ) в Щедрине. И вот всего через три года после вуза молодой инженер рекомендован на ответ-ственную руководящую должность на НПС «Ярославль-3». За это время успел жениться на землячке Алевтине. Она устроилась оператором на НПС «Ярославль», заочно учится в финансово-экономическом институте и воспитывает полуторагодовалого сына. ЯРНУ предоставило молодой семье квартиру.
В кадровой политике на «Балтнефтепроводе» главное не возраст и не стаж, а хорошее специальное образование, проявленные на деле профессионализм, память, наблюдательность, быстрота реакции, оперативность. Те же качества ценятся и у техников, рабочих, обеспечивают им быстрое продвижение по службе.
– У нас в коллективе 87 человек, – рассказывает Ирик Вакильевич. – Из них более десяти – инженеры и техники, но и рабочих много с высшим и средним техническим образованием. У кого диплом не по профилю, направляем на переподготовку и повышение квалификации на специальных курсах.
В обновлении НПС кроме нескольких вновь назначенных и принятых на работу людей участвовал почти весь коллектив станции. О значении ее реконструкции для Балтийской транспортной системы я беседовал с заместителем начальника ЯРНУ по товаротранс-портным операциям Александром Карасевым.
– Само оборудование станции, – пояснил он, – не претерпело серьезных изменений. С 1982 года в Коромыслове установлены мощные магистральные насосы, которые обеспечивают необходимую производительность для перекачки на Балтику 60 миллионов тонн неф-ти в год. Как известно, к концу года по решению «Транснефти» мы должны этот объем обеспечить. Сам нефтепровод Сургут – Полоцк на узких участ-ках расширен за счет дополнительных трубопроводов – лупингов. Последний, идущий из Гаврилов-Ямского района до Коромыслова, врезан в магистральную трубу в августе. Теперь никаких проблем с увеличением пропускной способности на территории Ярославской области нет. А реконструкция НПС «Ярославль-3» потребовалась для того, чтобы все объекты Балтийской транспортной системы, включая построенные четверть века назад, привести к единому нормативному состоянию, довести эстетику, условия труда, надежность и безопасность станций практически до идеального, европейского стандарта.
Единственный новый объект на НПС – автоматическая станция пожаротушения. Если где-то в насосной или на резервуарах вспыхнет огонь, возникнет задымление, автоматически сработают системы пеногашения и другие средства предупреждения аварии. Это тоже обязательный стандарт, принятый на «Балтнефтепроводе».
Еще один объект особой заботы при реконструкции – котельная. Она, как и все технологические помещения, обшита ярко-синим сайдингом (пластиковой шпунтовкой).
На рабочем месте мы застали мастера-теплотехника высшего, 7-го разряда Романа Быстрова. Он в Коромыслове один из немногих старожилов, работает на станции 10 лет.
– Реконструкция, – рассказал он, – всем доставила массу хлопот. Мы работали вместе со строителями подрядных организаций и в выходные дни, и сверхурочно, чтобы скорее привести все в порядок. До реконструкции технологические здания были из неоштукатуренного силикатного кирпича и после 20 с лишним лет эксплуатации выглядели неважно. Особенно котельная. Ведь мы сжигаем в ней сырую нефть.
Теперь весь энергоблок полностью обшили снаружи, сделали ремонт внутри. Котельная действует в автоматическом режиме. Мы вдвоем со слесарем обслуживаем ее лишь днем, а в остальное время и в выходные котлы управляются операторами с центрального пульта НПС. Так что мы ремонтировали станцию не только ради красоты, условий труда, но и для надежности работы всех систем. Объект – повышенной опасности. У нас постоянно комиссии, проверки, нам не дают расслабляться. Некоторые этой требовательности не выдерживают, увольняются. Но все делается для того, чтобы на нашем нефте-проводе не было ни минуты нештатных простоев, чтобы труба безотказно выдавала нефть потребителям.
Другой коромысловский ветеран с десятилетним стажем – дежурный электрик Александр Лозбин, он пришел на станцию с ЯРНУ. Там работал инженером АСУ по окончании техникума железнодорожного транспорта, где получил специальность электрика автоматики и телемеханики. Так что переучиваться не пришлось. Как раз десять лет назад управление всем оборудованием станции с телемеханического начали переводить на микропроцессоры и компьютеры. Работа дежурных электриков стала сложней, но и одновременно интересней.
– В Щедрине, – говорит он, – у меня было много хлопот с бумагами. Здесь тоже и журналы заполняем, допуски для работы ремонтников, но все же больше живой, практической работы.
С инженерной должности в ОАО «Верхневолжскшина» на рабочую – оператором НПС пришел в Коромыслово пять с половиной лет назад выпускник Ярославского технического университета Анатолий Белоцерковский. Время рекон-струкции вспоминает как самое трудное.
– Это очень сложно – делать капитальный ремонт станции, в котором мы все были задействованы, ни на минуту не прекращая перекачку нефти, – рассказывает он. – Тем отраднее, что все с этой задачей справились. Основных рабочих немного, у нас пятисменка: пять операторов НПС, пять товарных операторов на резервуарах, пять дежурных электриков. А во время реконструкции пришлось не только следить за процессами перекачки, но и обеспечивать работу подрядчиков на объекте, оформлять допуски для огневых работ, следить за тем, чтобы люди и техника строителей и монтажников что-нибудь не нарушили. Сейчас полегче. Дежур-ство у нас по 12 часов, потом отдых, пересменка. В обычные дни есть немало времени для отдыха, занятий с семьей, деть-ми. Мы живем далеко отсюда, в поселке Резинотехника, но тем не менее я успеваю ходить в бассейн, люблю плавание. На работу нас возит свой автобус с Богоявленской площади. Как везде на нефтепроводе, у нас кроме зарплаты социальный пакет: материальную помощь дают при рождении ребенка, на свадьбу, лечение в санатории. Я, например, воспользовался помощью ЯРНУ, когда ездил в санаторий «Золотой колос». Теперь вот собираюсь в турпоездку за границу. Часть стоимости путевки у нас тоже оплачивается предприятием.
Многочисленные призы, кубки и дипломы в кабинете начальника станции напоминают о том, что люди здесь живут не только работой. Волейбольная команда НПС «Ярославль3» почти регулярно становится победителем в спартакиаде Ярославского нефтепроводного управления и даже всего «Балтнефтепровода», поскольку в сборной ЯРНУ в основном коромысловские волейболисты. Есть дипломы за призовые места в соревнованиях по футболу и настольному теннису. Кстати, наш знакомый мастер-теплотехник Роман Быстров преуспел и в волейболе, и в футболе. А капитаном обеих команд неофициально считается мастер точного броска и удара по воротам оператор НПС Иван Мищенко.
Аромат свежей выпечки и наваристого супа известил о начале обеденных перерывов. На станции службы обедают строго по графику. Столовая, как и весь административно-бытовой корпус, претерпела основательный евроремонт и теперь не уступает по отделке хорошему городскому ресторану.
– А готовят у нас замечательно, каждый день новое меню, – отметил Ирик Вакильевич, – радушно пригласив посетить и этот немаловажный для жизни станции объект. Пришлось поверить на слово, так как мы торопились в обратный путь.