– Татьяна Александровна, какие задачи ставятся сегодня перед руководителями в сфере образования?
– Во-первых, усовершенст-вование технологии процесса. Ставится вопрос о пересмотре содержания образования, по-скольку дети очень перегружены по некоторым предметам. Также необходимо от репродуктивного метода простой передачи знаний от учителя к учащимся перейти к другим образовательным технологиям, которые развивали бы потребность учиться, самостоятельно искать информацию. Вторая задача – достижение нового качества образования, развитие системы, которая контролировала бы учебные заведения. Руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов сказал на совещании о необходимости разработать систему оценки качества образования на уровне Российской Федерации. Эту задачу мы начали решать пять лет назад. В нашей области есть центр лицензирования образовательной деятельности. Он осуществляет первичный контроль, решает, может ли то или иное учреждение предоставлять образовательные услуги. А также у нас создан центр оценки и контроля качест-ва образования, который занимается аттестацией кадров и учебных заведений, проведением ЕГЭ. Это фактически независимая отлаженная система государственного контроля.
– Насколько остро сегодня стоит вопрос качества школьного образования?
– В разных школах разный уровень. И пятерка, полученная в одной школе, может быть не равна пятерке в другой. Значит, должны быть строгие критерии оценки знаний учащихся. Например, единый государственный экзамен – это независимая экспертиза качества знаний.
– О чем еще говорилось на совещании?
– О том, что система должна быть более управляемой. Не секрет, что многие законы, особенно не проработанные финансово и организационно, в регионах не исполняются. Поэтому необходим контроль за исполнением управленческого решения.
– Будут ли в ближайшее время меняться составляющие образовательного стандарта?
– На совещании этот вопрос не обсуждался. Но ранее уже говорилось о необходимости отказаться от 6-дневной недели, так как дети остаются фактически без выходных: в субботу они учатся, в воскресенье делают уроки. Кроме того, по сравнению с рядом стран у нас ежедневная учебная нагрузка на детей на 20 процентов выше. Наверное, нужно сократить количество часов по каким-то предметам. Но пока только идет обсуждение, никаких изменений в стандарте образования не будет.
– Обсуждался ли вопрос финансирования?
– Да, это – одна из приоритетных задач. В новой редакции закона «Об образовании» прописано, что решение о финансировании подведомственных учреждений регионального подчинения должно приниматься на уровне субъектов.
– У нас в области это ведь уже реализовано?
– Наша область отличается тем, что, как правило, мы идем на несколько шагов вперед по сравнению со всей Россией. Мы ввели нормативное финансирование общеобразовательных школ два года назад. В новом законодательстве с января 2005 года в масштабе Федерации узаконена ответственность регионов по финансированию образовательных программ, реализуемых общеобразовательными школами.
– Льготы у учителей останутся прежними?
– Мы сохранили на уровне региона все те льготы, которые были. В частности, это 25-процентная надбавка сельским учителям; те, кто имеет стаж работы 25 лет и более, получают зарплату на два разряда выше; молодым специалистам выплачивается 30-процентная надбавка; сохраняются льготы по обеспечению электроэнергией и теплом учителей сельской местности и пенсионеров, проработавших в сельской школе не менее 10 лет и живущих на селе.
– Какие еще направления развития системы образования были названы приоритетными на совещании?
– Говорили об информатизации учебного процесса. В нашей области мы занимаемся этим четыре года. На сегодняшний день 81 процент школ компьютеризированы. И нас уже интересует не сам вопрос насыщения учебных заведений техникой, а создание информационных сетей, чтобы школы могли свободно связываться между собой, а также с органами управления, когда необходимо получить ту или иную информацию. Программа телекоммуникации села Ярослав-ской области также в большей степени ориентируется на школы. Информатизация образования позволяет учителям сокращать время на подготовку к уроку, появляется возможность использовать в школе электронные учебники.
– Татьяна Александровна, очень много говорится о введении профильного обучения, но по-прежнему остается много вопросов – как и что будет сделано?
– Нужно различать предпрофильную подготовку и профильное обучение. Предпрофильная подготовка вводится для учеников 9-х классов. В течение года им будет предложено несколько курсов, и они смогут попробовать реализовать свои интересы в различных направлениях – гуманитарном, техническом и других. Это социальная проба: где человеку более комфортно. Девятиклассники смогут сориентироваться в выборе будущей профессии, найти себя. А уже те из них, кто пойдет в 10-й класс, выберут соответствующий профиль. Цель введения профильного обучения – уход от репетиторства и углубленная подготовка по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз на выбранную специальность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ переход на предпрофильную подготовку постепенно нач-нется уже с 1 сентября 2005 года. В нашей области с этого дня на предпрофильную подготовку перейдут все учебные заведения. Регион уже давно к этому готовился, разработан новый учебный план, в соответствии с которым в девятых классах 3 часа в неделю будут выделены на предпрофильную подготовку. А с 1 сентября 2006 года начнется также постепенный переход на профильное обучение.
– Предполагается, что учащимся будет предложено на выбор 13 профилей. Но ведь в каждой школе невозможно ввести такое количест-во направлений. Как все будет осуществляться практически?
– Школы станут специализироваться на двух – трех профилях. Если в каком-то микрорайоне всего три школы, то в каждой подготовка старше-классников будет идти по своим нескольким профилям.
– А если девятиклассник не собирается поступать в вуз или просто не хочет специализироваться в какой-то одной области? Общеобразовательные классы останутся?
– Общеобразовательные классы останутся обязательно.
– Будут ли какие-то изменения в ЕГЭ?
– Министр образования и науки РФ заявил о том, что ЕГЭ будет введен уже в штатном режиме, а не экспериментальном. В нашей области в будущем году планируем провести ЕГЭ уже по четырем предметам: обязательный экзамен по математике и по выбору учащихся – по физике, русскому языку, истории России.
– Как вы считаете, ЕГЭ действительно обеспечивает равенство возможностей?
– Мое глубокое убеждение – да, обеспечивает. Обучающиеся в городе имеют возможности предварительной подготовки и репетиторства при поступлении в вуз. А ребята из сельской местности, талантливые, уникальные, этого лишены и поэтому заведомо поставлены в неравные условия. Что такое для них ЕГЭ? Это возможность, минуя посредников, минуя двойные экзамены, соревноваться с другими абитуриентами в своих оценках.
– Но ведь МГУ, Бауманка, Санкт-Петербургский университет категорически против ЕГЭ.
– Полагаю, это дело вре-мени.
//Беседовала Лариса НИКОЛАЕВА.