В прежние годы учеников из отдаленных сел и деревень доставлял на уроки в Туношну школьный УАЗ-«буханка», но и с появлением комфортабельного автобуса он на прикол не встал. Есть в округе деревни, где совсем мало детей, или учатся они в разные смены – школа из-за перегруженности в две смены работает – не гонять же каждый раз автобус. Например, в восемнадцати километрах от Туношны живет многодетная семья переселенцев из Казахстана. В ней четверо детей школьного возраста, двое в первую смену учатся, двое во вторую, так что ездить за ними приходится три раза на дню.
Второй автобус передали Толбухинской школе, куда на учебу ездят около 100 ребятишек из Андроников – центральной усадьбы ПСК «Родина». Во времена социалистического строительства так уж было задумано (непонятно, правда, с какой целью), что в Андрониках – детский сад, а в Толбухине – школа. Туда-сюда детей возил колхозный автобус, но в последние годы хозяйство обеднело и перевозка школьников уже ему не по карману.
Третий автобус достался Ивняковской средней школе, туда с двух направлений детей везут, и теперь по каждому будет свой транспорт курсировать: на автобус нагрузка придется в 60 школяров, еще 14 по-прежнему будут кататься на «уазике», тоже школьном.
– На сегодня, таким образом, остается у нас только одно проблемное место – школа в Красных Ткачах, – говорит начальник отдела образования Ярославского МО Александра Ченцова. – В нее ездят учиться около 80 детей военных из части в Селифонтове, это Некрасовский район. Решаем вопрос всем миром: один специальный школьный автобус предоставляет Некрасовская администрация, и два обычных даем мы и воинская часть.
Школьный автобус, без сомнения, вещь полезная и нужная, но в то же время довольно затратная. В том же Ярославском районе, где их с этого года стало четыре, соответственно вчетверо возрастут расходы на их содержание и обслуживание. Первая и до последнего времени здесь единственная полученная по губернаторской программе еще в 2001 году машина съедала ежемесячно по 46 тыс. рублей из местного бюджета, квартируя в Гаврилово-Левцовском ПАТП. Содержание автобусов в специализированных автотранс-портных предприятиях обходится, разумеется, дороже, чем при школе, но зато всяческие требования и предписания в них выполняются практически неукоснительно.
– По итогам проведенной с начала учебного года во всех муниципальных округах проверки школьных автобусов к стоящим в АТП машинам претензий нет, – отметил руководитель управления Госавтодортехнадзора по Ярославской области Александр Болтовнин.
Стоит оговориться, что из 151 спецавтомобиля 21 – новички этого года и еще не наездили километраж для первого техобслуживания, которое полагается проводить через каждые 12 тысяч километров пробега, а из числа их старших собратьев осмотру подверглось лишь 53 машины.
– Дело в том, что по закону о защите прав потребителей мы не можем проводить проверки чаще одного раза в два года, – пояснил Александр Иванович. – Поэтому осматриваем парк частично, но ежегодно. И должен отметить, что прослеживается явная тенденция к улучшению. К Гаврилов-Ям-скому и Тутаевскому округам нет претензий вовсе. В других районах выявлены отдельные нарушения, в основном связанные с несоблюдением норм пробега и периодичностью тех-обслуживания, ездят до момента поломки. Есть случаи, когда водители ставят машины у домов или не проходят медосмотр. Больше всего замечаний к Ростову и Пречистому. В основном нарушения связаны с нехваткой денежных средств у школ, да и директора отнюдь не являются специалистами по эксплуатации транспортных средств. Даем предписания – исполняют.