Главный принцип работы этих училищ и лицеев остается советским – поступление без особого конкурса, обучение бесплатное. На таких условиях можно получить первичные профессиональные навыки и знания. Помимо этого, ПТУ в большин-стве своем сохранили с совет-ских времен материальную базу, а государственный образовательный стандарт позволяет выпускать в первую очередь малоквалифицированных специалистов 3-го разряда.
Время же идет вперед. Рынок труда требует армию высококвалифицированных специалистов 5 – 6-го разрядов, на некоторых заводах современные станки стоимостью до 1 млн. долларов каждый давно слушаются только инженеров-КИПовцев с высшим образованием. С тисками и молотком, как заметил недавно министр образования, против гальванического литья не попрешь. Предприятия в условиях самовыживания открестились от системы начального профессионального образования. Они хоть и вынуждены брать и доучивать пэтэушников, все же рассчитывают при подготовке кадров в первую очередь на собственные силы.
Задача – социализация
В Ярославской области работает 39 ПТУ и профессиональных лицеев, которые финансируются из бюджета региона. Все они имеют государ-ственные лицензии и ежегодно дают образование 16 тысячам человек.
В этом году в ПТУ и лицеи поступили более шести тысяч выпускников школ. Из них более половины закончили 9 классов. Около тысячи – 11 классов. Есть и такие, что пришли после 7-го или 8-го класса.
Увы, реальность такова, что по социальному составу более 76 процентов учеников ПТУ и лицеев – дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей. Около 7 процентов – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Как отметила председатель областного комитета профтех-образования Надежда Карагезян, одна из задач ПТУ и лицеев – социализация трудных детей, которые не должны быть выброшены на улицу: «Надо дать им ремесло в руки, чтобы они получили рабочие профессии».
Получается не у всех. В 2005 году из шести тысяч выпускников дипломы получили большинство – чуть менее пяти тысяч. Но тысяча с небольшим учащихся не смогли доучиться до конца, поэтому получили свидетельство вместо диплома и рабочую квалификацию взамен специальности.
Материально-техническая база училищ практически не обновлялась с советских времен (хотя надо отдать должное, в большинстве есть современные компьютерные классы). Старые станки, аналогичные тем, что стоят на многих предприятиях, позволяют дать детям начальные профессиональные навыки. На большее – практические занятия на станках с ЧПУ – можно рассчитывать только когда «лицом» к профтехучилищам повернутся крупные предприятия. Пока это больше желание, чем реальность.
Педагогические кадры в ПТУ и лицеях понемногу обновляются, однако нехватка кадров составляет около 30 процентов. В середине августа требовалось найти 46 преподавателей общеобразовательных и общетехнических специальностей и 59 мастеров. Нельзя сказать, что подростки в ПТУ не получают треть необходимых навыков и знаний – просто мастера и преподаватели учат детей с увеличенной нагрузкой – не 18 часов, а 24. А иначе не выживешь – средняя зарплата преподавателей здесь составляет около 5 тысяч рублей.
Лишних становится меньше
По мнению заместителя начальника регионального управления федеральной службы занятости населения Светланы Хобиной, система ПТУ до сих пор не отвечала потребностям рынка труда, потому что часто обучение шло по прин-ципу – лишь бы заполнить группы. Девушек массово готовили на секретарей и бухгалтеров, хотя сейчас так много работников этой квалификации не требуется.
ПТУ и лицеи уже три года лишены вольности самостоятельно решать – сколько и каких специалистов готовить. Это сделано для того, чтобы сократить выпуск «ненужных» рабочих рук, а также хоть как-то удовлетворить спрос на людей труда. Все предложения профтехучилищ по набору теперь должны основываться на планах предприятий и организаций, их проверяют специалисты службы занятости населения.
Эта работа дала свои плоды. Если в 2001 году план набора учащихся обеспечивался заявками и договорами с работодателями лишь на 5 процентов, то в текущем году – на все 99,8. По рекомендации службы занятости уже два года подряд увеличивается набор учащихся на машиностроительные специальности (в 2005 году на токарей – на 32 процента, на слесарей – на 16) и сокращается подготовка секретарей и бухгалтеров.
Но договор с работодателем, который хотел бы взять к себе подготовленных сварщиков или станочников, остается до сих пор соглашением о намерениях, и не более.
– В договорах, которые мы изучили, нет обязательств о трудоустройстве выпускников и нет ответственности, хотя раньше она была, – признается Светлана Хобина. – Все зависит от желания работодателей и наличия вакансий. Они же не могут четко знать – что у них будет через три года.
Большее понимание проф-техобразование находит у малого и среднего бизнеса. Ярославская ремесленная палата и департамент образования области создали консультативные комиссии по специальностям: швейное производство, общественное питание и торговля. Цель союза – повышение качества подготовки специалистов. Уже проводятся стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на малых предприятиях, а предприниматели возглавляют экзаменационные комиссии в ПТУ и лицеях. Они не просто оценивают знания выпускников, но и отбирают для себя самых лучших.
Официальные результаты трудоустройства выпускников говорят о том, что наши заводы, небольшие фирмы и организации все равно вынуждены брать специалистов меньших разрядов, чтобы как-то восполнить недостаток рабочих рук. Департамент образования, отследив, куда делись выпускники ПТУ и лицеев 2001 года, сообщил: 90 процентов имеют работу, но по специальности работает 60 процентов. ОАО «Автодизель» – один из лидеров по приему на работу молодежи.
Внедрение новых технологий и высокие издержки производства заставляют бизнес сокращать всех «излишних» работников. И это дает свои негативные результаты. По данным областного управления службы занятости, на биржу труда в первом полугодии 2005 года обратилось 452 выпускника ПТУ и лицеев, а за весь прошлый год – 824. В этом году более 70 человек уже прошли переобучение и работают по другим профессиям. А ведь государство тратило на их подготовку немалые деньги (обучение одного человека в ПТУ в 2004 году официально оценивалось в 20 тысяч рублей).
– Сегодня в регионе сельская молодежь заканчивает ПТУ, а дальше – армия и безработица, – рассказывает Светлана Хобина. – У нас вновь всплеск молодежной безработицы в Угличе, Брейтове, Пошехонье, Данилове, Борисоглебе...
Приватизация спасет мир?
Пока при всех усилиях системы начального профессионального образования ей не удается выпускать нужных рынку труда рабочих.
– Учебные заведения самостоятельно повышают квалификацию своим выпускникам, – говорит куратор системы профтехобразования Надежда Карагезян. – В 2004 году с повышенным разрядом (выше третьего) было выпущено 20 процентов выпускников, в этом году – уже 22. Причем некоторые училища подают пример: работая в рамках эксперимента, ПТУ № 7 готовит более половины выпускников с повышенными разрядами.
Одна из причин этой проб-лемы – государственные образовательные стандарты, в которых четко указано, что в ПТУ и лицеях ученики получают полное среднее образование и профессиональные навыки и знания 2 – 3-го разряда. А рынок труда требует как минимум 5-й разряд, да еще опыт работы и знание современного оборудования, которое давно управляется с помощью компьютерных программ.
Для преодоления пропасти между желанием работодателя и возможностями системы образования в Ярославской области планируется создание ресурсных центров на базе некоторых ПТУ и лицеев. Там на деньги заинтересованных предприятий должно быть установлено современное технологическое оборудование, училища должны собрать наиболее высококвалифицированных мастеров и педагогов. Сварщиков 5 – 6-го разрядов собираются готовить в ресурсном центре на базе лицея № 21, автомехаников – в ПТУ № 24, рабочих строительных специальностей – в ПТУ № 10, радиотехников – в лицее № 18.
Представители бизнеса, с которыми нам удалось побеседовать, менее оптимистично оценивают будущее начального профессионального образования. Они хоть и остро нуждаются в рабочих кадрах, но не готовы активно помогать существующей системе ПТУ и лицеев. Все дело в крайней неэффективности этих вложений.
– Бизнесу сегодня надо четко рассчитывать – сколько человек из тех учащихся, которые проходят на предприятии производственную практику, могут остаться работать на заводе, – говорит генеральный директор ОАО «ЯШЗ» Дмитрий Костыгин. – Мы полагаем, что из ста стажеров на нашем предприятии через год может остаться около 10 человек, а по-настоящему закрепятся 2 – 3 человека.
В итоге крупные предприятия Ярославской области создают свои учебные центры, открывают на заводах внутренние курсы обучения и повышения квалификации. На ЯШЗ теорию преподают инженеры, а практику – опытные рабочие. Всего на заводе ведется индивидуальное обучение по 52 основным технологическим профессиям и 62 вспомогательным. Работники, как в том же ПТУ, сдают теоретический экзамен и выполняют задания для получения квалификационного разряда.
Всего в 2004 году на ЯШЗ было подготовлено 73 новых рабочих, переподготовлено 426 человек. По индивидуальной форме обучения получили вторую профессию 492 человека. Нельзя сказать, что завод не использовал совсем базу ПТУ и лицеев для повышения квалификации своих кадров, но затраты на их подготовку на ЯШЗ и в системе профтехобразования оцениваются почти как 4 к 1.
Крупнейшее и ведущее предприятие региона – ОАО «НПО «Сатурн» также работает с ПТУ и лицеями, но в 2004 году своими силами провело переподготовку и обучение 2,5 тысячи работников. После заключения соглашения с РГАТА предприятие намерено на базе академии создать систему профессионального обучения рабочих кадров.
– Компания будет оказывать существенную финансовую помощь для развития РГАТА, и мы договорились с ректором о том, что выпускники школ смогут получить начальное профобразование по рабочим специальностям на базе вуза, – сообщила директор ОАО «НПО «Сатурн» по персоналу и коммуникациям Лариса Крылова. – На территории предприятия будут открыты специальные производственные участки для практического обучения молодежи под руководством наших специалистов, а теоретическую часть будут давать преподаватели академии. Также будет обеспечена возможность дальнейшего образования в техникуме и академии.
Генеральный директор ОАО «ЯШЗ» Дмитрий Костыгин в принципе считает, что вся система образования, включая начальную профессиональную подготовку, должна перейти в частные руки и стать бизнесом. Государство при этом может помочь развитию благотворительных фондов и оказывать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей, чтобы они имели равные возможности получить образование.
– В любом случае бизнес или система образования должны предлагать людям готовый продукт, который будет востребован на рынке образовательных услуг, – считает Дмитрий Костыгин. – Большинство людей готовы платить деньги за образование, если они четко понимают, что получат в итоге. Введение платного обучения позволяет как учебному заведению, так и ученику серьезно относиться к получению знаний, понимать свои выгоды, считать деньги.
Переданные в частные руки ПТУ сами могли бы стать конкурентоспособным рыночным продуктом. Конкретный предприниматель, лично заинтересованный в вопросе, сможет и захочет определить, каких специалистов готовить, кому и за сколько их продавать. Однако, по словам представителей Минобразования, создание частных ПТУ в ближайшие годы не планируется.