Сорвиголова
При синдроме гиперактивности и дефицита внимания поведение ребенка может казаться неадекватным. На уроках он шумит и отвлекает других учеников, кривляется и паясничает, даже если до этого не отличался вычурностью моторики. Родителям кажется, что он не хочет учиться и не желает сосредоточить свое внимание на одном занятии. На самом деле первоклассник может просто не совсем понимать, как он должен воспринимать свою новую школьную жизнь. Это порождает «ножницы» между внутренними ощущениями и его реакцией на события. Как правило, такие ситуации часто возникают у детей с высоким уровнем интеллектуального развития. А у многих это может быть следствием недостаточного воспитания.
В этом случае от родителей и учителей необходима конкретная постановка задач. Чтобы овладеть знаниями, ребенку нужно четко понимать, что от него требуется в тот или иной период обучения, какие навыки он должен приобрести и почему, как следует вести себя в школе и т. д. Все это вносит упорядоченность в его жизнь, а именно в ней он и нуждается. Очень важен структурированный режим дня: сколько времени должно посвящаться учебе, подготовке домашнего задания, играм и развлечениям. При этом важно, чтобы кто-то из взрослых обязательно контролировал его выполнение. При надлежащей помощи со стороны родителей и педагогов проблема исчезнет сама собой. Если же синдром вызван заболеванием головного мозга, обучение потребует особой организации, вероятнее всего, будет назначено медикаментозное лечение.
Я слова не забываю, но немножко путаю...
Дислексия – это замедление процесса обучения чтению. Ребенок не может понять, что именно от него хотят, и делает специфические стойкие ошибки. Интересно, что 70 процентов страдающих дислексией – мальчики.
«При дислексии буквы и слова изображаются или прочитываются неверным образом, – говорит кандидат психологических наук, сотрудник кафедры экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ Ольга Савина. – Ребенок с трудом различает созвучные слова. Он может говорить слово «бочка» вместо «почка», «уголь» вместо «угол», смешивать оптически сходные буквы (к – н, п – т, п – к,
а – о, д – у, х – ж) и не запоминать написание простейших слов. Читая «по догадке», дислексики часто заменяют слова близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), а то и вовсе пропускают целые звуки и буквы (куртка – курка). Тревожным сигналом для педагогов и родителей должно стать то, что ребенок совершает одни те же ошибки, которые могут закрепиться на долгое время, если ничего не предпринимать.
Подобные проблемы с чтением автоматически переносятся и на письмо. Поэтому часто у детей-дислексиков хромает и «чистописание». Причем главная трудность заключается не в том, что в тетрадке такого ученика ничего не разобрать, а в том, что, как и при чтении, ребенок делает специфические ошибки, которые могут указывать на другое нарушение – дисграфию. При дисграфии наблюдаются следующие отклонения. При письме ребенок заменяет и смешивает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию и начертанию (п – б, с – з, к – г, т – д, п – и, и – у, л – м, д – б, т – п, к – н), пропускает буквы, слоги, добавляет буквы, не согласовывает слова в предложении».
У психологов существуют различные соображения относительно причин возникновения дислексии и дисграфии. Однако практически все сходятся во мнении, что существует наследственная предрасположенность к заболеваниям. Дело в том, что помимо «обыкновенного» зрения существует еще и буквенное. Оно позволяет запоминать и воспроизводить очертания букв, а именно это и дается дислексикам с большим трудом. Занятия со специалистами развивают это зрение. Они представляют собой некий симбиоз речевых игр, письменных работ, диктантов, буквенно-звуковых анализов слов. Ребенок должен научиться подбирать слова по заданным звукам. Часто логопеды используют для этого наглядный материал: сравнение «Ж» с жуком, «С» с полумесяцем и т. д.
Ребенка надо хвалить
Что посоветовать мамам и папам, у которых дети не похожи на остальных первоклассников? Во-первых, не паниковать. Если нарушения обнаружены вовремя, их можно исправить, проконсультировавшись с опытным логопедом или нейропсихологом.
Во-вторых, ни в коем случае не ругать ребенка и не нагружать его дополнительной работой. При дислексии и дисграфии бесполезно заставлять ребенка несколько раз переписывать неправильное. Переписывание приведет к большим трудностям, потому что вместо того, чтобы исправляться, ребенок будет запоминать ошибочный вариант. Из-за элементарного переутомления дети к тому же могут потерять интерес к учебе.
Нужно поощрять любую познавательную деятельность, обращая внимание на «зоны успеха». Трудно дается письмо – зато большие успехи в рисовании. Плохо читает, но хорошо танцует или играет на скрипке. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок блистал во всем, но важно понимать разные склонности и возможности детей.
Если ребенок занимается со специалистом, не стоит требовать от него немедленного результата. И его, и себя родители должны настроить на сам процесс, который рано или поздно обязательно приведет к успеху. Вместе с тем следует объяснить ребенку, что без его заинтересованности и старания прогресс невозможен. Приободряйте ребенка, хвалите его усердие. Расскажите ему, что он не одинок в своей беде. Многие знаменитые люди страдали дислексией и дисграфией. И если вашего ребенка не вдохновит пример Ханса Кристиана Андерсена, то, услышав имя Тома Круза или Киану Ривза, он наверняка немало удивится и, скорее всего, успокоится.
//Алена ТАЛДЫКИНА. «Новые Известия».