Принимают на нее не всех, пригодность собаки определяет специальная комиссия. В нашем регионе предпочтение отдается овчаркам – они неприхотливы, хорошо поддаются дрессировке. Если необходимые задатки у щенка имеются, его ставят на довольствие: вольер с конурой, питание, уход и тренировки не реже девяти раз в месяц. Под руководством инструкторов четвероногие служаки осваивают сначала приемы общедисциплинарного цикла: сидеть, лежать, к ноге, апорт и прочее. Затем в соответствии с присвоенной каждому служебной категорией начинают овладевать уже чисто профессиональными навыками, учатся производить обыск объекта, выборку вещи или человека, задержание. Высший пилотаж – лобовая атака, задержание вооруженного преступника под звуки выстрелов, которые не должны отвлекать пса от выполнения поставленной задачи. Следопытство – не менее сложная тема: обученная собака одинаково хорошо готова взять и «горячий» след, и оставленный до двух часов назад, а вести по нему может на расстояние до шести километров.
Впрочем, мало кому из 18 четвероногих участников случалось применять на практике полученные на учебных площадках навыки. Победителю соревнований прошлого года Ральфу (на снимке) за пять лет несения службы во второй колонии Рыбинска лишь однажды, на заре розыскной карьеры довелось принять участие в поиске бежавшего заключенного. Вместе со своим наставником, старшим инструктором кинологической службы Маратом Сайдашевым Ральф, которому было тогда всего девять месяцев, двое с половиной суток провел в лесу в оцеплении. Но тогда беглец пошел другим путем, и задержали его другие. А за все последующие годы побегов из колонии больше не было, и демонстрировать свое мастерство уже матерому псу выдается лишь на различных соревнованиях, причем довольно успешно.
– Только нынче мы на первое место не рассчитываем, – говорит Марат Сайдашев. – В отпуске был, потом в больнице долго лежал, в общем, не подготовились как следует. А с собакой, даже опытной, тренироваться надо регулярно.
Из всех занятий любимое у Ральфа – апортировка, даже если надо выбирать между горстью ароматного и хрустящего Pedigree и погоней за брошенной хозяином палкой, он без раздумья предпочтет второе. Во внеслужебное время ходят они с Маратом купаться на Волгу, и даже домой на выходные берет его к себе инструктор. Омрачает эти визиты лишь негостеприимное поведение рыжего кота Лео, который очень ревностно следит за своей миской. Ральфу, конечно, ничего бы не стоило с ним разделаться, но не так воспитан, он же настоящий служебный пес.
Конкуренцию в состязаниях минувших лет составлял Ральфу его старший брат Рэм, который несет службу в областном центре в управлении по конвоированию. И хотя в более спокойной обстановке Рэму не раз приходилось проделывать все упражнения, на публике да перед высоким жюри стушеваться может любой.
– Сам-то волнуешься, и животному это передается, – объясняет причину не совсем удачного выступления работающий с Рэмом старший инструктор-кинолог Олег Кузнецов. – Много новых людей, собак, все отвлекает. Эти соревнования для Рэма последние, ему уже восемь лет исполнилось, скоро комиссия по определению его пригодности к дальнейшему несению службы. У вас дача есть? Берите сторожем, хороший пес.
Когда комиссия признает собаку по возрасту уже непригодной, инструкторы-кинологи подыскивают ей хозяев на стороне, обычно обученных псов берут в сторожа. Если животное не удается пристроить, то по правилам оно подлежит «утилизации», усыпляют его, в общем.
– Но на практике у нас до этого еще ни разу не доходило, – говорит начальник отдела кинологической службы управления по конвоированию Елена Викторова. – Или инструкторы собак к себе забирают, или уж здесь оставляем. Вот Дик у нас живет, по документам ему 13 лет, а на самом деле, наверное, и больше, сейчас уже еле ходит. Но разве у кого рука поднимется на заслуженного пса, ветерана Чечни?
Наверное, старине Дику не совсем по душе весь этот шум и лай, что подняли его молодые четвероногие коллеги, прибывшие со всей области, но ничего не поделаешь, до конца недели, пока не минуют все этапы соревнований, придется мириться с неудобствами. А участникам состязаний предстоит пройти еще не одну проверку на выносливость и профессиональное мастерство.