В этом году сбылся прогноз чиновников Минобрнауки и социологов: абитуриентов стало меньше. Потихоньку дает знать о себе демографический кризис, случившийся в России в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Фонд «Общественное мнение» подсчитал, что сокращение пока небольшое, всего на 40 тыс. человек (11-е классы закончили чуть более 1,29 млн. школьников). А вот к 2010 году число поступающих в вузы сократится до 759 тыс. человек.
Самой востребованной специальностью в 2005 году оказалась экономика. Чуть менее популярны профессии: специалиста по связям с общественностью, журналиста, юриста, переводчика, социолога. Конкурс в технические вузы столицы был гораздо ниже – всего 2 – 3 человека на место, что типично для таких вузов, несмотря на стойкий спрос на их выпускников на рынке труда.
Специалисты по подбору кадров уже сегодня готовы прог-
нозировать, кому из сегодняшних первокурсников будет проще найти работу, став дипломированным специалистом. Так, по мнению генерального директора кадрового агентства «Метрополис» Нины Агибаловой, сложнее всего будет юристам – в этом секторе уже сегодня слишком много специалистов, а потому востребованы только настоящие профессионалы с богатым опытом, который вчерашним студентам еще предстоит приобрести. «Экономика популярна уже лет десять, и на рынке труда также много специалистов в этой области. Но у экономистов более широкий профиль, чем у тех же юристов, поэтому им найти работу попроще», – продолжает Агибалова.
По словам директора по маркетингу «Агентства Контакт» Татьяны Ананьевой, многие отрасли нуждаются в грамотных финансистах, логистиках, маркетологах. «Но сегодня требования к ним несколько иные, чем раньше: они должны выполнять работу максимально грамотно и эффективно, владеть современным инструментарием. Это связано с тем, что компании столкнулись с необходимостью оптимизации бизнес-процессов, снижения издержек и стремятся обеспечить максимальную эффективность на каждом участке работы», – уточняет она.
Хорошие шансы на успех по-прежнему имеют те, кто хочет связать свою жизнь с маркетингом, рекламой и пиаром, но и этим специалистам недостаточно общего образования, необходима узкая специализация. «Например, современные компании с каждым днем все больше заботятся об укреплении своего бренда и формировании положительного имиджа. В силу этого позиции бренд-менеджеров сегодня являются «хитом сезона» на многих рынках. Но в этой области выпускники пиар-факультетов могут столкнуться с конкуренцией со стороны тех, кто изучал в вузе точные науки. Ведь бренд-менеджмент требует не только искусства, но и умения выстраивать цельную систему, эффективно работающую на достижение поставленных компанией целей», – объясняет Ананьева.
В успехе будущих выпускников технических вузов кадровики не сомневаются в принципе.
«Сегодня на рынке труда больше всего востребованы производственники, то есть инженеры и технологи. В послед-
ние годы учебу в техническом вузе принято считать непрестижной. Зато выпускники такого вуза могут легко найти достойно оплачиваемую работу: специалистов очень мало», – говорит Нина Агибалова. Статистика столичной службы занятости также подтверждает востребованность инженеров и механиков. «Технические специалисты действительно востребованы практически во всех отраслях, но чтобы претендовать на хорошо оплачиваемые позиции, нужно обязательно знать иностранный язык», – уточняет Татьяна Ананьева.
Кстати, тем, кто выбрал факультет иностранных языков, кадровики советуют задуматься о дополнительной специальности: как сказала Нина Агибалова, знание иностранного требуется во всех отраслях, но как самостоятельная специальность иностранный язык сегодня не распространен.