Но тогда снять комнату можно было за сорок рублей – по двадцать на брата. Ну максимум тридцать с носа. И то лично я платила столько за койку в однокомнатной квартире рядом с университетом. Мое окно глядело прямиком на наш деканат! Дело было в Воронеже. Может, в других городах цены отличались. Но не кардинально.
Правда, эти тридцать рублей составляли почти всю мою стипендию. Ну так ведь родители получали в общей сложности триста. В принципе, снимать квартиру дочери-студентке было не смертельно для семьи. Другое – хотелось в общество ровесников, подальше от квартирной хозяйки. Для нынешних молодых людей актуально и то, и другое. Хозяйки не стали лучше и добрее, а вот пропорции между размером стипендии и платой за съемную квартиру сильно изменились. Сегодня за жилье просят суммы, непосильные для студентов, по крайней мере для тех, за кем не маячит тугой родительский кошелек.
Всем остальным найти жилье
Это приписка к объявлению на двери профкома Ярослав-ской медакадемии. Объявление разъясняет первокурсникам, кто из них может рассчитывать на место в общежитии. Сироты, инвалиды, выходцы из Чернобыльской зоны, а также участники боевых действий, сражавшиеся, разумеется, на стороне федеральных войск. То же самое в Ярославском госуниверситете имени Демидова. Преимуществом при рассмотрении заявлений на предоставление вожделенного койко-места пользуются инвалиды, сироты, ребята из малообеспеченных семей. Причем в ЯрГУ попадание в общагу осложняет требование иметь прививки от дифтерии, справки от дерматолога, что ты не страдаешь педикулезом, а также заключение терапевта и окулиста. Педикулез, дерматолог – это логично. А вот терапевт и уж тем более окулист... Несмотря на такие препятствия, в профком ЯрГУ уже подано более трехсот заявлений от первокурсников. И неудивительно: география абитуриентов весьма обширна: Тверь, Архангельск, Республика Коми... Да даже, к примеру, из Тутаева – во сколько нужно встать, чтобы добраться к девяти утра на занятия?
Малолеткам не беспокоиться
В Ярославском градостроительном колледже к выходцам из Тутаева не так благосклонны. Кроме того, здесь при рассмотрении заявления на общежитие учитываются дальность проживания студента в километрах – должно быть больше двадцати, многодетная или неполная у него семья. Преимуществом пользуются также ребята, чьи родители инвалиды – но только первой группы – или афганцы, чернобыльцы, а также если в колледже обучается больше одного члена семьи.
Тут я сталкиваюсь с двумя девчонками-первокурсницами. Подружки – из Пречистого. Одна уже потрудилась три дня в колледже на хозработах, чтобы попасть в общежитие. Схема такая: подают заявление на общежитие, три дня где-то что-то моют, скребут в коридорах или кабинетах колледжа. Затем получают место, вселяются.
Можно с уверенностью сказать: девочки из Пречистого поступили не после девятого класса, а после одиннадцатого. Вчерашним девятиклассницам общежитие не дают. По причинам гендерным, или морально-сексуально-этическим. В приемной комиссии об этом предупреждают уже при подаче документов для поступления. Поскольку в колледже не могут обеспечить надзор и контроль за поведением малолеток. Директор учебного заведения Николай Григорьевич Голубь уточнил: «Никто им маму тут не заменит! А жить сами они не умеют».
Воспитывать в общежитии тут действительно никого не собираются. Воспитывается только материальная ответственность. И воспитывается довольно жестким образом. Хлестко и по кошельку. В начале учебного года жильцы общежития подписывают договор, по которому сразу вносят плату за месяц, но в двойном размере. Одна – за проживание. Вторая – залогово-воспитательная. Она переходит из месяца в месяц и тратится в экстренных случаях. Как то: разбито стекло, поломана дверь, засорен унитаз... В такой ситуации, когда злоумышленник предпочел остаться анонимным, староста собирает народ на этаже и предупреждает: если разбитое не отремонтируется само, собираем деньги со счета – с кочующей резервной суммы – у всех. На ликвидацию последствий. Если автор безобразия вдруг находится, оплачивает все сам. Говорят, на этажах стали бдительнее после такого нововведения.
Вышли на полную обеспеченность
При этом здесь нет места скандалам типа того, который разразился в ЯрГУ имени Демидова в июне. Тогда, говорят, будущие пинкертоны с юрфака обнаружили разницу почти в три раза в оплате койко-места для студентов-бюджетников и тех, кто обучается на платной основе. Студенты колледжа платят одинаково за общежитие.
И как еще один положительный пример: в колледже вышли на полную обеспеченность студентов общежитием. За исключением девятикласс-ниц, тутаевцев и тех, кто живет за городской чертой в пределах двадцати километров. У колледжа два своих общежития на 300 и 150 мест, при Голубе они стали раздельными – женским и мужским. Третье, смешанное – на 90 мест. Вообще-то это восстановленный колледжем дом, арендованный у муниципалитета.
А вот в медакадемии, наоборот, квадратные метры своих общежитий сдают в аренду фирмам. Говорят, они помогают по профилю своей деятельности поддерживать и ремонтировать инженерные коммуникации в зданиях – разные там трубы и так далее. Особенно полезны строительно-ремонтная и швейно-пошивочная фирмы в общежитиях № 3 и 4. Меж тем девятиэтажки на улице Чкалова и проспекте Октября пестрят вывесками. Среди них и «Пряжа», фитнесс-центр, рекламное «Русское агент-ство». В медицинских центрах на первых этажах ведут прием психиатр, нейрохирург, урологи, гинекологи. Кто из них ремонтирует трубы – неясно. Но к психиатру, наверное, есть кому обратиться: с одного торца четвертого общежития – кафе-бар-музыка «Зеркало». Музыка оттуда звучит целый день довольно громкая. Время работы – до 23.00. С другого торца – компьютерный клуб. В то время как мною проводилось исследование местности, там у дверей собралась группа подростков в характерных спортивных штанах с лампасами. Этот контингент имеет обыкновение изъясняться на ненормативном русском языке, причем петушиным ором. И в любое время суток.
Шесть метров на жильца
Ну а за режимом работы остальных следят. В частности, замеры музыки в диско-баре «Зеркало» проводились. И вообще, если убрать фирмы, к примеру, в третьем общежитии, это даст экономию всего в тридцать мест. А сколько их было потеряно, когда те же санитарные нормы пытались соблюсти – шесть квадратных метров на проживающего! В общежитии на улице Гагарина из 628 мест осталось 480... Ситуация же, которая сейчас складывается, категорически против таких санитарных норм. Для своих же заочников на время вступительной сессии скоро понадобится арендовать места в профучилищах...
Между тем и нуждающихся в жилье первокурсников очень много – приехали из Вологды, Костромы, Республики Коми да и из области. Из приемной комиссии передано уже 289 заявлений. Еще нужны места для обучающихся в ординатуре и интернатуре. И время от времени профком навещают курсанты-военные, финики и ракетчики, которые тоже почему-то на третьем-четвертом курсе начинают искать места в общежитии и даже обещают жениться на студентках-медичках.