Детей стало ОЧЕНЬ много
Детство нынешних мам и пап пришлось на советское время, когда попадание в детский сад было фактически стопроцентным. Их родителям достаточно было подать соответствующее заявление на предприятии или обратиться в райисполком. Сегодня большинству работающих родителей приходится бороться за место под солнцем для своего малыша.
Если семейный бюджет позволяет, можно определить ребенка в негосударственный детсад. Но это не всем по карману. Второй вариант – осчастливить внуком бабушку. Правда, пенсионеры сейчас, как правило, сами вынуждены работать, да и не каждый согласится заниматься воспитательным процессом. Остается детский сад, попасть в который удается не каждому.
По словам заместителя начальника управления образования мэрии Ярославля Игоря Грибкова, дошкольных учреждений не хватает во всех районах Ярославля. На сегодняшний день 3896 детей стоят в очереди на устройство в детский сад. Большин-ство из них – почти три тысячи – это малыши от года до трех лет, так называемые ясельники.
Особенно сложная ситуация в новых микрорайонах, где высоток понатыкано – не сосчитать, но при этом ни одного детского сада не видно за версту. Инфраструктура современного новостроя – это несколько продуктовых магазинов, аптека и иногда парикмахерская со сберкассой. Строить здания для детей невыгодно: слишком много требований предъявляется при их возведении, и в отличие от квартир детсад не продать.
Всего каких-нибудь пять лет назад, говорит Игорь Николаевич, ситуация была иной: место в дошкольном учреждении предоставляли в течение нескольких месяцев после обращения родителей в районный отдел образования. Трудно поверить, но в некоторых микрорайонах были даже недоукомплектованные группы.
Сегодня родителями становятся те, кто появился на свет в 80-е годы – в пору пика рождаемости. Поэтому демографическая ситуация опять пошла в гору. В Ярославле, начиная с 1999-го, число новорожденных увеличивалось каждый год на 400 – 500 человек. Это тянет на три детских сада. А новых дошкольных учреждений у нас не появилось, последнее было построено одиннадцать лет назад.
Кроме помещений не хватает на всех детей и обслуживающего персонала. Сегодня из-за низкой зарплаты в городе больше 200 вакансий воспитателей. Не хватает и порядка ста специалистов: музыкальных работников, логопедов, психологов, инструкторов по физкультуре.
Где-то выходят из положения, нанимая совместителей, где-то воспитателям самим приходится учить детей рисовать и петь. Порой приглашают работать студентов и людей без педагогического образования, обучив их премудростям воспитательского дела на кратко-срочных курсах.
Родился – сразу в очередь
Конечно, при таком положении вещей детсады уплотнены по максимуму. Ведущий специалист сектора дошкольного образования управления образования мэрии Валентина Шеина отмечает, что по существующим нормам в группах раннего развития должно быть не более 15 малышей, в дошкольных группах (для детей от 3 до 7 лет) – не более 20, в группах компенсирующего вида (для детей с различными заболеваниями) – от 8 до 10 человек. Но на практике везде перебор, обычные группы переполнены как минимум в полтора раза!
Город по мере сил старается решить эту проб-лему. Причем, как рассказал Игорь Грибков, дополнительные места открываются, только если в саду смогут обеспечить нормальные условия развития для всех детей, если есть место для дополнительных кроваток и тому подобное.
Одним из способов решения проблемы стали группы кратковременного пребывания. В них можно привести ребенка на час-два, максимум – на шесть. Это вариант для родителей, работающих неполный рабочий день.
В тех садах, где еще не очень переполнены группы, можно попробовать договориться приводить детей хотя бы на время занятий: чтобы ребенок подготовился к школе, научился общению со сверстниками в коллективе. Любой психолог скажет, что это просто необходимо для будущего школьника.
Ряд помещений в детсадах, которые во времена нехватки дошколят были переоборудованы под вспомогательные кабинеты – музыкальные залы, изостудии, зимние сады и так далее – сейчас возвращают к первоначальному состоянию. А это требует средств, ведь надо отремонтировать комнату, купить мебель, инвентарь, игрушки, пособия.
А вообще существует программа, в соответ-ствии с которой должны строиться новые детсады, а также передаваться в муниципальную собственность бывшие ведомственные. Сейчас проектируется одно дошкольное учреждение в 3-м микрорайоне. Что же касается передачи городу детсадов предприятий, то они так просто помещения не отдают, выдвигают кучу условий. Хотя некоторые из зданий находятся в таком плачевном состоянии, что придется вбухать огромные суммы на их ремонт, прежде чем пускать туда детей.
К сожалению, все эти меры не решают проблему в целом. Поэтому, чтобы попасть в дет-ский сад, нужно встать в очередь в районном отделе образования. Лучше это сделать, как только ребенок родился: больше шансов оказаться в саду по достижении им 2 – 3 лет. Когда подходит время, отдел образования распределяет малышей по дошкольным учреждениям в порядке очередности. Чаще всего по принципу: не тот сад подходящий, что ближе к дому, а тот, где место освободилось.
Обращаться непосредст-венно к заведующей детским садом следует только в том случае, если ребенок получил направление психолого-медико-педагогической комиссии в группу компенсирующего вида, то есть у него выявлены нарушения зрения, слуха, психического развития и другие, либо он просто слишком часто болеет.
На деле же родители, выбрав учреждение, которое наиболее близко расположено к дому, предпочитают обращаться к заведующей напрямую. Устройство детей таким способом – в обход районного отдела образования – является незаконным. Почти всегда оно сопровождается материальной компенсацией. За оперативность решения проблемы.
Мест нет, но есть «вступительный взнос»...
Когда родителям, обращающимся непосредственно в дошкольное учреждение, делают предложение «оказать посильную помощь» в обмен на зачисление ребенка, большин-ство соглашаются.
Конечно, взносы взносам рознь. При поступлении могут потребовать оплату не только в ведомственных садах для чужих, но и в обычных с расширенной сферой услуг. Например, если детей дополнительно станут обучать плаванию или хореографии. Но получение денег при этом должно быть заверено документально!
На практике же определенную сумму при поступлении требуют заведующие самыми обычными садами, пользующимися популярностью у родителей или расположенными в особо «дефицитных» районах. Либо в ситуации, когда при отсут-ствии мест «очень нужно» пристроить дитятко, поскольку мама нашла подходящую работу.
За «добровольные» пожертвования места почти всегда находятся. Расценки разные. Где-то «не хватает на ремонт» три тысячи, где-то пять. А где-то нужно всего лишь несколько килограммов краски купить.
Одной маме, воспитывающей ребенка без мужа и поэтому не имеющей лишних денег, предложили: «Ну хотя бы забор нам покрасьте!» Три дня мама красила забор, кисти и краску приобретала, конечно, за свой счет.
Если в некоторых садах хотя бы пытаются создать видимость добровольного взноса и просят перечислить указанную сумму на расчетный счет, то в ряде учреждений уже давно не утруждают себя подобной формальностью. Деньги переходят из рук в руки. Часть из них точно перепадет детям, а остальное?
Что бы ни говорили заведующие о бедственном положении детсада, любые средства, которые вносятся для того, чтобы ребенка в него зачислили, – банальная взятка. Валентина Шеина советует в таких случаях обращаться в районный отдел образования либо непосредственно в управление образования мэрии. По ее словам, в последнее время было вынесено несколько выговоров заведующим детсадами за вымогательство, а недавно две из них были вообще уволены.
Вместе с тем когда родители сами изъявляют желание в чем-то помочь (естественно, при условии, что любимое чадо примут в сад), чиновники позволят пойти на подобную сделку, оформив ее документально. Совсем недавно в одном из садов Заволжского района папа выложил 70 тысяч на «реставрацию» веранды, сгоревшей во время пожара. Награда этому спасителю детей от дождя и снега была оговорена и согласована в верхах заранее: ребенок, стоявший в хвосте списка на зачисление в вожделенный детский сад, сразу же переместился на первое место.
Но в подобных ситуациях принимается в прямом смысле слова добровольная помощь, а не принудительная.
Воспитание на коммерческой основе
Негосударственных дошкольных заведений, то есть учрежденных каким-либо ведомством и взимающих весьма существенную плату с родителей за воспитательный процесс, в городе девять. Три из них принадлежат управлению Северной железной дороги. У остальных предприятий на содержании по одному дет-скому саду. Несмотря на то, что в них принимают не только детей сотрудников, но и всех желающих, ажиотажного спроса не наблюдается: слишком высока плата.
В муниципальном дошкольном учреждении родители тоже платят. Считается, что меньше, чем в негосударственном. Официальная такса – 20 рублей за один день пребывания ребенка в саду либо 23 – за круглые сутки. И все. По инструкции.
По словам Игоря Грибкова, заведующие не имеют права требовать дополнительные деньги на всякие прочие нужды, как то: проведение дня именинника для создания благоприятного климата в коллективе (как правило, по 50 рэ с носа ежемесячно), покупка моющих средств (сумма приблизительно та же), дополнительные витаминчики для малышей – апельсины, яблоки, бананы (тут суммы разные, чаще всего от 150 – 200 рублей с человека в месяц) и прочая, и прочая.
Вообще законна лишь оплата дополнительных образовательных (обучение чтению, например, или английскому языку) и оздоровительных (спортивные секции) услуг. Но скажите, кто из родителей сможет отказать, когда собирают на витамины детям? Независимо от толщины кошелька деньги сверх установленных норм выкладывают все.
Сегодня папам-мамам нужно быть готовыми к тому, что о помощи все равно будут просить. Государственных дотаций на все нужды не хватает, и воспитательный процесс уже давно стал платным. Поэтому родители, имеющие отношение к строительству, часто своими силами проводят ремонт, работники торговли обеспечивают поставку новых игрушек и так далее. Родители готовы на все ради любимого сына или дочки. Тем более что большинству решившихся завести ребенка с самого начала понятно: дети – удовольствие дорогое.